16.08.2025, 16:30 | |
Конструкция: прялка состоит из прямоугольной массивной лопасти, прямой укороченной ножки с кубическим утолщением и донца. Лопаска вырезалась из ствола дерева, а донце — из корневища, расположенного перпендикулярно стволу. Ведущая роль отводится цветному фону — чаще всего красно-коричневому или зелёному, реже голубому и жёлтому. Мастера работали крупными сочными мазками с применением только белильных «оживок». Ветки, стебли и листья играют второстепенную роль, объединяя мотивы росписи в букеты и цветущие ветви. Обычно они пишутся чёрным цветом, часто по красно-коричневому фону. Олонецкая роспись была распространена в верховьях Северной Двины (бассейны рек Кокшеньга, Устья, Вага) и на северо-западе — в бассейнах рек Онеги и Онежского озера. Среди многообразия крестьянских росписей Олонецкая занимает особое место. Она получила своё название по месту распространения в Олонецкой губернии, куда в конце –начале веков входит Каргопольский уезд и территория Кенозера. По стилю Олонецкая роспись относится к типу свободной кистевой росписи. Кистевые росписи, помимо общей техники, объединяет практически единственный мотив – различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону. Северные кистевые росписи хронологически относятся к XIII –XX началу веков. Однако характерные черты декоративного искусства этого времени уживаются в них со значительно более древними мотивами и художественными приемами. Так, например, изображение цветущего дерева встречается еще на бронзовых медалях, относящимся к X веку. Прялка, или как ее еще называют на севере, прясло, явление само по себе прелюбопытное. Здесь древние магические знаки плодородия и добра, призванные охранять владельца прялки от несчастий, сделать так, чтобы не переводилась в доме пряжа и была бы она крепкой – “доброй”. Прялка была очень важным предметом домашнего обихода старой северной деревни. Отличительной чертой олонецких прялок является соединение резьбы с раскраской и цветочной росписью. Живописные изображения отдельных цветов, кустов или веток на голубом, голубовато-зелёном и реже красном фонах помещаются на свободных от резьбы местах. Пышная роспись, исполненная приёмами свободных мазков, сочетается с многоцветной раскраской, разбивающей резную поверхность на цветовые поля. В некоторых местах прялки украшали только росписью. Расписывая прялки, мастера опирались и на местные традиции, и на свой профессиональный опыт маляра, живописца или каллиграфа-переписчика книг и миниатюриста. В отличие от резчиков, художники, которые расписывали прялки, проходили определённую выучку. Часто мастерство передавалось по наследству, и было основным занятием всей семьи в нескольких поколениях. Мотивы Олонецкой росписи связаны с миром природы-это деревья, вазоны,цветы,чаще красные розы и сказочные тюльпаны. В них выражалась любовь человека к природе и способность радоваться её красоте. О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов.
| |
| |
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |