13.11.2024, 14:50 | |
Ковши, предназначенные для различных нужд, имели разные размеры, форму, а часто и разные названия. Для подачи на праздничный стол пива, медовухи, бражки, кваса использовали деревянные большие ковши – конюхи, вмещавшие в себя до двух ведер напитка. Они имели плоское дно, широкую рукоятку и тулово, напоминающее своим силуэтом плывущую утку. Для питья напитков и разливания их по чаркам во время праздничного застолья употребляли маленькие деревянные ковшики – налёвки, наливки, черпаки, черпальники, корчики. Их делали небольшого размера, с округлым или полусферическим дном и длинной, стоявшей почти вертикально рукоятью. Такие ковшички вывешивали на бортики большого ковша или скопкаря, из которого черпали пиво. Ковшик, которым черпали воду из ведра, стоявшего в печном углу, и ковшик, использовавшийся в бане для переливания горячей воды из чана в шайку, для поддавания пара на каменку, изготавливали из меди, латуни, железа. Обычно такие ковшики делали низкими, с рукояткой, заканчивавшейся крючком для подвешивания их на гвоздь. Причем металлические рукоятки банных ковшиков были защищены деревянной оправой. Ковшик, оставленный у лесного ключика, где мог попить в жаркий день уставший путник, был изготовлен из бересты и имел деревянную рукоятку, длина которой позволяла легко зачерпнуть воду, не склоняясь при этом слишком низко над источником. Ковши для зерна делали глубокими, полусферической формы, с круглой в сечении рукояткой. Деревянные ковши, широко распространенные в крестьянском быту XVIII–XIX вв., выдалбливали из целого куска дерева (березы, липы, осины), корня дерева или из капа. Ковши из капа получали дополнительное название – каповые, репчатые ковши, из корневищ – коренные, корчики, из прямоствольного дерева – прямизны. Их выполняли в долблено-резной технике, при которой первоначальная грубая обработка дерева производилась топором, внутренняя часть сосуда «выбиралась» теслом, выравнивалась скобелем, а окончательная внутренняя и внешняя обработка проводилась резцом и ножом. Берестяные ковшики сшивали лыком из верхнего слоя коры, снятой с березы весной. Металлические ковши делали из красной меди, латуни, железа, олова, серебра. Красивые деревянные и металлические ковши, предназначенные для праздничного застолья, заказывали мастерам-ремесленникам или приобретали на ярмарках, торжках, в лавках. Центром производства деревянных ковшей были села Московской, Тверской, Костромской, Ярославской, Нижегородской губ. Простые металлические ковши делали на Урале, в Вятской губ. Дорогие питьевые ковши изготавливали серебряники Новгорода, Вологды, Костромы, Н. Новгорода и др. городов. Берестяные ковшички, деревянные черпачки для ежедневных нужд делали и в домашних условиях. Фактически каждый крестьянин, владевший топором, теслом и резцом, в состоянии был смастерить их для своей семьи. Ковши использовали на Руси с глубокой древности. При раскопках Великого Новгорода, Старой Ладоги в слоях X–XIV вв. археологи находят деревянные ковши, форма которых аналогична форме ковшей XIX в. Среди них встречаются и ковши, напоминающие плывущую по воде птицу, с рукояткой в виде головы барана, коня, медведя, дракона или прямыми рукоятками, завершающимися небольшими головками тех же зверей и птиц. В XV–XVII вв. деревянные ковши бытовали так же широко, как и в более раннее время. В монастырских описях имущества, составленных в XVI–XVII вв., довольно часто перечисляются деревянные ковши. В описи имущества Печерского Нижегородского монастыря от 1638 читаем следующее: «... ковш о двух стеблях кореново, красный с венцом, в четыре ведра. (...) шесть ковшов питьих». В коллекциях многих музеев имеются деревянные ковши, изготовленные в XVII в. Серебряные и золотые ковши, т. н. ковши питьевые, упоминаются еще в письменных документах XIV в. Напр., вел. кн. Иван II завещал монастырю «ковш великий золот гладкий», Дмитрий Донской – «два ковша золота по две гривенки», а Василий I – «ковш золот с лалом да с женчюги» - (Жемчугом).
Выносной ковш, - сосуд, в котором разносят питье. Они были большой емкости, более нарядные, на них тоже обозначали имя владельца. Характерный образец такого изделия — «выносной» ковш первой трети XVI века, принадлежавший московскому князю Василию III. Надпись с именем владельца помещена в четырех крупных, симметрично расставленных клеймах. Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1673 года встречаются такие названия ковшей, как «плавкий», «плавный» или «плавной». Так, например, ковш «плавной» был вложен в Троице-Сергиев монастырь княгиней старицей Киликией Ушатой в 1551 году. К сожалению, со временем он подвергся основательной переделке, сильно изменившей его первоначальный облик. На нем появился целый ряд дополнительных украшений, таких, как поддон, геральдический щит на ручке, припаянный литой бюст на носике, круглая мишень внутри ковша с растительным орнаментом, а на ней — фигурка литого льва. Выполненный в форме ладьи, с носиком и ручкой, он выглядит довольно изящно. Ковши с названием «плавные» или «плавкие» неоднократно встречаются среди вкладов в монастырь. Так, в 1537 году два «плавких» ковша и один «питий» вложил ростовский архиепископ Кирилл, в 1552 году ковш «серебрян плавной» поступил от Власа Григорьева сына Селезнева. Какова разница между ковшами «питьи» и «плавкими» или «плавными» — нам не известно. Ясно одно: ковшом «питьй» в форме ладьи было удобнее и черпать жидкость, и пить из него.
Обряды, связанные с братиной, несли глубокий духовный смысл. В те времена люди из разных сел и городов собирались на совместные пиры, игрища, считая себя братьями из большой общей русской семьи. Мудрость была в этих традициях, которые помогали людям жить в единстве. После проведения игрищ, например, закрепился обычай пускать братину по кругу, показывая, что и победители и побежденные – все равны. И в дальнейшем на пирах князей вне зависимости от чина все пили из одной чаши. Суть этого обряда в силе единства. Никого не заставляли пить до дна (исключение заздравная за царя), можно было просто пригубить, но круг не должен был размыкаться.
В начале XVIII века Петр I подарил этот ковш своему союзнику в Северной войне против Швеции - королю Польши и курфюрсту Саксонии Августу Сильному. Сделав Дрезден королевской резиденцией европейского масштаба, Август повелел превратить один из своих дворцов в общедоступный музей, в котором и хранился подарок Петра. В конце 1942 года в числе других экспонатов музея ковш был перевезен из Дрездена в крепость Кёнигштайн, которая в 1945 году была взята советскими войсками. Лишь в 1958 году ковш в числе других предметов уникальной коллекции Августа Сильного вернулся обратно в Дрезден.
Ковши жаловались в торжественной обстановке самим царем или в его присутствии. Церемония награждения проходила в Столовой или Крестовой палатах Московского кремля. В зависимости от назначения различались ковши
Для царских пожалований за военную доблесть или посольскую службу существовали наградные ковши с двуглавым орлом и именем, вычеканенным на дне. В соответствии с формой ковшей выработались их определенные типы: северные ковши, московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские. Особенно выделялись северные ковши – «наливки» и козьмодемьянские ковши – черпаки небольшого размера.
Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами. Самым древним в собрании Оружейной палаты является один из уцелевших металлических ковшей второй четверти XV века. Принадлежал он новгородскому архиепископу Евфимию - влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты, ярому противнику Москвы. Позднее его владельцем оказался сын Ивана Грозного - царевич Иван. В XV- начале XVI века московские мастера еще подражали новгородским. Примером тому служит большой серебряный ковш князя Ивана Кубенского, кравчего юного Ивана IV. По форме он напоминает новгородский ковш XV века, но в оформление его уже чувствуется столичный вкус. К концу XVI века в московском искусстве вырабатывается особый тип ковша, низкого, широкого, с плоским дном. Типичным изделием московской школы является ковш, принадлежащий царю Борису Годунову. (из.3). Он единственный дошедший до нашего времени из принадлежавших Борису Годунову ковшей, которых, судя по сохранившейся описи его имущества, было когда-то значительное количество. В XVII веке облик ковшей заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышному украшению, сложному орнаменту, обилию драгоценных камней. У ковшей появляются поддоны или ножки в виде шариков. К этому времени ковш обретает дополнительное, новое предназначение: он становится почетной наградой за труды и заслуги. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству. Иногда вместе с другим имуществом они возвращались в царскую казну, в случае если владелец попадал в опалу. Особой ценностью считали серебряные ковши, декорированные владельческими надписями и узорами. Самые ранние серебряные ковши, найденные во время археологических раскопок, датируют XII—XIII веками, в отечественных музеях представлены ковши XV—XVI веков. В литературе встречаются ковши: «питьи», «водосвятные», «выносные», «хоромные», «жалованные», «ковши-лебеди», «погребные», «винные». «Выносные» ковши обычно большого размера использовали во время торжественных мероприятий. Их украшали гербами, узорами, чеканкой и гравировкой с именем владельца. Наиболее известный ковш такого типа, принадлежавший князю Василию III, хранящийся в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике. | |
| |
Просмотров: 67 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |