Квашня
13.11.2024, 14:51

 Баба не квашня, встала, да и пошла. В.И.Даль Баба - женщина     

Квашня — Предмет посуды, деревянная или глиняная, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы.

Квашня большая - это липовая кадушка, сделанная из цельного толстого комля предназначен для приготовления теста и хранения его.

Квашня – Исконно русское; производное от "кваша" «что-либо заквашенное», производного с помощью суф. «н» от той же основы, что - квас. 

 Деревянная квашня изготавливались из липы, осины, дуба.

Разговорное: Забродившее тесто, опара. Замесить квашню.

Просторечие: О неповоротливом, вялом человеке.

Слово "квашня" имеет много значений. Квашня - кадка для теста. Квашня - изготовления теста. Иначе -  закваска. 

 (Баба - не квашня - Стихи)                    Все про хлеб, ради которого и существует квашня         Все пословицы со словом Квашня

Квашни были круглыми в сечении, высота колебалась от 40 до 100 см, диаметр верха — от 50 до 60 см. Большие размеры квашни были обусловлены обычаем выпекать хлеб на всю семью на неделю вперёд.

В квашне приготавливалось тесто для выпечки хлеба.

"Квашня" в разговорной речи, иносказательно:

Замесить в чёрной квашне кого. - Псковское: Очернить, оклеветать кого - либо.

Из одной квашни. -  Прибайкальское: О людях, одинаковых по происхождению, схожих по образу жизни, характеру и т.д

Квашня монастырская. - Новгородское: Ироничное или Пренебрежительное; О полном, тучном человеке.

Квашня скисла у кого. - Пермское: Шутливое. Пришло время заводить детей кому-либо.

Квашня! — Квашня! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Сродни: «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно.

В квашне приготавливалось тесто в основном для выпечки хлеба. Хлебом же, русские крестьяне называли, как правило, кислый ржаной хлеб, иногда кислый ячменный.

В силу причастности к сотворению хлеба, квашня признавалась нашими предками не просто предметом, а одушевленным предметом; с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. 

Квашня воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное — священное.

Однако и допускалось, что квашня могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или неудачным.                                          Все про хлеб, ради которого и существует квашня

При обнаружении «дурных наклонностей», ее подправляли. Например, добавляя одну из  боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное, или — с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий: даже хорошую квашню считали подверженной сглазу. А потому, не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг; допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова.

Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет испорченным. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Согласно некоторым обычаям, квашню ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. В таких случаях под нее клали подстилку из одежды, и накрывали ею же; причем если внизу была женская, то сверху — мужская, и наоборот.

Но если все-таки приключалась неудача, и квашня почему - то «портилась», для этого были особые обряды, чтобы восстановить все ее былые хорошие свойства.

Окурив квашню освященными травами, ее переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз.                     Все про хлеб, ради которого и существует квашня

Или: хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: «Пока не исправишься, буду бить еще и еще!». Угроза признавалась сильной мерой воздействия, чтобы «приструнить» кадушку.

Однако, матушку – квашню не только наказывали, но и почитали ее, превозносили и ублажали.

Чтобы квашня слушалась и повиновалась хозяйке, на пятой неделе Великого поста - Похвальной неделе - ее выносили на ночь во двор. Предполагалось, квашня не сможет удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.

«Именины» для квашни, был день Великого четверга на Страстной неделе: в этот день проводился ритуал ее «очищения». Квашню мыли и натирали солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой, и переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком, либо полотенцем, или хмелем; накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль.                                Все про хлеб, ради которого и существует квашня

В таком наряде, квашню торжественно выносили во двор и оставляли на восточной стороне, до восхода солнца.

Квашня, как думалось в те времена, таким образом «исповедуется», «говеет», «отдыхает», «торгует» или «идет на базар» и т. д.

При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром.

Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, квашню носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую квашню с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу.

В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте.

При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

И как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение квашни.

Квашня, как считалось что это - одушевленный предмет, выступала на первый план в обрядах, связанных со строительством дома и переездом в него, в свадебных обрядах                       Все про хлеб, ради которого и существует квашня

В обрядах, связанных со строительством нового дома, она использовалась дважды. В северных губерниях Европейской России в день поднятия матицы на сруб хозяйка будущего дома в небольшой квашонке творила тесто, а затем ставила ее на некоторое время на уже поднятую плотниками матицу.

При переезде в только что построенный дом первой вносили квашню с опарой, приготовленной в старой избе. Пекли хлеб в новой избе. Считалось, что это должно принести счастье, богатство дому и семье.

Квашня работала и как целитель!

В Казанской губернии ребёнка, больного «собачьей старостью» (когда ребёнок очень быстро стареет), сажали под квашню, приговаривая: «Как тесто всходит, так на младенце тело всходило бы!».

В Гродненской губернии младенца, подверженного порче, клали в квашню поверх теста и, прикрыв его крышкой, держали там полчаса, чтобы он хорошо пропотел.

На Смоленщине больного ребёнка сажали на, квашню посыпали вокруг зерно и пускали куриц клевать его.

В народных песнях и гаданиях квашня была символом замужества. Так, в святки девушки надевали квашню на голову и старались выйти со двора на улицу. Если они заходили через открытые ворота — замужество состоится. Если ворота оказывались закрытыми, то свадьбу вряд ли стоило ждать.

В свадебном ритуале квашня также играла важную роль, особенно у русских южных губерний Европейской России.

Квашня выступала на первый план в обряде «посада невесты». Он проводился в день или накануне дня венчания в доме невесты, в присутствии жениха.                               Все про хлеб, ради которого и существует квашня

Невесте полагалось сесть на перевернутую квашню, чтобы быть плодовитой в браке.

Интересные ритуальные действия с квашнёй проводились также при выпечке каравая в доме невесты. Замесив тесто, поставив каравай в печь, женщины торжественно носили квашню по хате, подбрасывая её вверх, пели песни, в которых просили печь дать им хороший каравай. Эти действия также осмыслялись как способ передачи молодым плодовитости, производящей силы.

Квашня, будучи предметом утилитарного назначения, наделялась символическим смыслом: она считалась символом плодородия, плодовитости, производящей силы. Вероятно, это объяснялось общей символической значимостью хлеба, который вызревал в квашне.      (Все о бондарной посуде)                        Все пословицы со словом Квашня

Баба не квашня, встала, да и пошла. В.И.Даль Баба - женщина

Категория: Ремесло бондарное | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: К пословицам, Вольные толкования пословиц, Ремесло бондарное, Баба не квашня, Русь мудра
Просмотров: 93 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0
avatar