Бог Святой Дух
25.01.2025, 16:51

Святой Дух – Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца - Сына Божьего, предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него, тогда как Сам Отец – безначален, ни от Кого не исходит и не рождается, а от Сына – тем, что имеет Свое бытие не через рождение от Отца, а через исхождение.

Святой Дух, как и все Лица - Ипостаси - Святой Троицы, обладает свойствами, присущими только Богу;

Святой Дух, как и все Лица - Ипостаси - Святой Троицы, равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну;

Святой Дух, как и все Лица - Ипостаси - Святой Троицы,  единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном;

Святому Духу, как и всем Лицам - Ипостасям - Святой Троицы, воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

Святого Духа от Двух Других Лиц Святой Троицы отличает личное - ипостасное - свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца.

Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Святой Дух, в силу Своего Божественного вездеприсутствия может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни.

Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом, Духом истины, Духом Божиим, Духом Отца, Духом Господа, Духом Божиим и Христовым, Духом Сына Божия, Духом Христовым, Духом святыни, Духом усыновления, Духом откровения, Духом обетования, Духом благодати, благим, Владычним, Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия», и другими именами.

Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа, так и во время, и после; как до Пятидесятницы, так и во время, и после, Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.

Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.

Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественным действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе.

Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви.

В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.

В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия. Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение о Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.

Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им благодати Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепространственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына.

Опять же, Духом Христовым Святой Дух может именоваться в силу единосущия Лиц Пресвятой Троицы, в силу единства Отца, и Сына, и Святого Духа, наконец, в силу того, что Святой Дух – Выразитель Слова Отца, Которое и есть Сын.

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаёт большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа.

Действия Святого Духа
С точки зрения христианства, Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров —
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. 

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого:
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил, что Святой Дух впоследствии «обличит мир о грехе, о правде и о суде».

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем: Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Дары Святого Духа

Дух Святой Сам избирает для себя, где ему находиться. Говоря о необходимости крещения и его цели, апостол Петр учил: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».

Дары Святого Духа: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчества, различения духов, разные языки, истолкование языков.

В применении к современным обстоятельствам церковной жизни эти дары могут означать следующее:

слово мудрости есть проповедь святой православной веры;

слово знания есть научение церковной жизни - воцерковление;

вера есть вера Божия, то есть вера не субъективная, наподобие «личной веры»;

дары исцеления есть дух сострадания и благотворительности;

чудотворение есть реальная возможность положительно влиять как на свою собственную жизнь, так и на судьбы других людей;

пророчества есть духовное предвидение; различение духов есть духовное видение происходящих процессов, как положительных, так и отрицательных; разные языки есть умение находить общее с каждым человеком, живущим на земле, независимо от нации, религии, пола, возраста и социального положения;

истолкование языков есть умение делать правильные выводы из того видения добра и зла, которое открывается нам в Духе Святом.

Все эти дары необходимы нам в нашей повседневной жизни, стяжание их и означает стяжание благодати Духа Святого.

Но особое значение для стяжания этой благодати, означают плоды Духа Святого, о которых сказано:

Плоды Святого Духа
Плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют, помимо усилий самого человека, содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога». Их называет апостол Павел в 5-й главе Послания к Галатам:
Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

"Любы - любовь». Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего, так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе.

И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями, и от которой рождаются все блага? И в Законе и Евангелии ей предоставлено главенство: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоей и всею силою твоею: и ближнего твоего, якоже самого себе».

Святой Павел в послании к Коринфянам, сказавши, что без любви все ничто, описывает потом дела любви так: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не беcчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает». Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви.

«Радость.» Радость конечно «о Дусе Святе», в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть радоватися».

Обычная радость – от получения земных благ; радость духовная от ощущения благобытия в Духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового, так радость духовная от живущего духом и похотей плотских несовершающего.

Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть, она сама рождается и стоит. Заповедь апостола: «Всегда радуйтеся», может быть более есть признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине.

По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, не смотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телесного.

Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут Иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться».

«Мир.» Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние духа, стоящего в сердце сознанием пред Богом, все неправое отревающего и в одном правом ходящего. Это внутреннее мирное устроение является и во вне мирностию со всеми и распространением мира вокруг.

Есть такие благодатные личности, которые, как только явятся в каком круге, тотчас водворяют мир и согласие. «Это блаженные миротворцы, коих отличил Господь чрез наименование сынами Божиими. Они и с ненавидящими мира бывают мирны. За то и Бог в них обитает: ибо «в мире место Его» (Пс. :) (Иероним).

«Долготерпение». Оно, как несокрушимая стена, ограждает мир, радость и любовь, само от них ползшая и закаленную крепость, и нерасторжимый цемент.

«Мир во зле лежит»; живя в нем, нельзя избавиться от уязвлений зла. Скорби и лишения не столько разят, сколько напраслины и нападки злых людей.

У врага они суть самые сильные оружия к возмущению живущих в духе. К ним он приступает обычно с этим оружием, когда увидит, что они не поддаются уже ни в чем пожеланиям похоти. Видя, что этим путем нельзя их взять, он направляет против них злых людей, чтоб, если кто ушел от похоти, задержать его гневом и ненавистью к обидчикам, и через то отнять у него содеваемое им спасение: ибо гневаяйся на брата повинен геенне.

Против этих козней благодать Божия воздвигает в сердце необоримую стену, – долготерпение, которым отражаются все стрелы лукавого. Долготерпение все стоит на том убеждении, что напраслины и нападки от других суть не их дело, а дело врага; потому оно не на людей восстает гневом, а на врага вооружается неприязнию, храня к людям доброе расположение.

Этим долготерпение перехитряет врага, почему о нем говорит Премудрый: «Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен».

«Благость» – «приятность, располагающее к содружеству обращение, сладкая речь, привлекательные, приемы». Особую печать носят на себе те, кои живут в духе: как у них все стройно, все ко времени, к месту и лицам, и в слове и в поступках!

И это не умом определяется, а идет прямо из сердца. Всем они по душе, для всех, как елей на раны. И это всегда почти без всяких внешних преимуществ: ни знатность рода, ни образование, ни достаток не имеют части в этом качестве. Оно от богатства духа, покрываемого глубоким смирением.

«Милосердие» – сердоболие и сострадательность, с готовностию все сделать в благо другого. Как мать болит о детях, так милосердие о всех христианах, их благо – его благо; оно себя не помнит.

Оно готово себя раздеть, чтобы одеть другого, себя оставить голодным, чтоб накормить другого, свое тело здоровое отдать больному, а его больное взять себе. Оно паче всех добродетелей восхвалено будет на суде.

«Вера», не догматов содержание, а уверенность в Боге, что Он никогда ни в чем не оставит, что держит и ведет самым лучшим путем, и приведет к благому концу, что все от Него и все во благо, хотя бы неприятно было, что никто ни сказать, ни сделать не может, на что не соизволил бы Бог, что во всем воля Его святая, почему живет покойно в преданности в волю Божию.

Эта вера породила мучеников, а последних произвольных страдальцев – пустынных подвижников. Она и всюду воодушевляет благочестие и жизнь в духе.

"Кротость" – «противоположна гневу и всякой раздражительности. За нее раб Божий Моисей удостоен такого свидетельства: «Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли».

И о Давиде сказано: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его», которая особенно проявилась в нем в отношениях к Саулу, Авессалому и Семею».

Это не беcчувствие сердца, а Духом, деяния плотская умерщвляющим, в сердце образуемое расположение, за которое Господь обетовал наследие земли благих: «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю». И в себе Господь указал для подражания наипаче кротость смиренную: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

«Воздержание» – «не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пищи, пития, и всякого другого похотствования».

Есть воздержание первоначальное, когда, возлюбив сию добродетель, ищут ее, – тут помыслы и пожелания возбуждаются, и нередко порождают сочувствие и влечение, но отвергаются силою воли, духом укрепляемой; воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют.

Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою (правилом). Предмет воздержания – обучение тела и приспособление его к жизни духовной, через навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшими средствами и издержками.

Подвижники говорят: обучи тело, и оно будет тебе самым добрым помощником в жизни по духу. Всякая сласть от удовлетворения тела сном, пищею, одеждою и жилищем – только тогда теряет свою привлекательность, когда возрождаются и возрастают утешения духовные. 

Дух Святой как Учитель
На Тайной вечере, Иисус сказал, что Отец Небесный пошлёт апостолам Духа Святого, который научит всему:
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.  

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.  

Но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.    

К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть. 

А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным…  

…чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.   

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете.

Видимые явления Святого Духа
В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

В виде голубя. Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, в котором допустимо изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.

В виде огненных языков.

В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали.

Хула на Духа Святого
Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения Его со стороны фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов.
Согласно толкованию святых Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого — это отвержение человеком очевидной истины.

День Святого Духа

В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник, совершается праздник в честь Святого Духа, потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа». 

До появления Студийского Устава, то есть до IX века, понедельник после Пятидесятницы не имел связи с прославлением Святого Духа. В древней Иерусалимской традиции (V – VIII вв.) он никак не был обозначен.

В Уставе Великой церкви, то есть в соборном богослужении Константинополя, этот день был посвящен памяти апостолов как участников события новозаветной Пятидесятницы. От этой традиции в наше богослужение перешли литургийные чтения Дня Святого Духа: нынешние Апостол и Евангелие.

Впервые именование понедельника «Днем Святого Духа» появляется в Студийских монастырских Типиконах предположительно в IX веке, сохранившиеся рукописи Уставов относятся к XI веку.

Главным гимнографическим отличием дня является особый канон Святому Духу, написанный преподобным Феофаном в IX веке, возможно, как раз специально для этого дня. В Студийских Типиконах канон Святого Духа полагалось петь на утрене вместе с 1-м каноном Пятидесятницы. В поздних редакциях Иерусалимского Устава (XIV – XV вв.) канон Святому Духу был перенесен на повечерие, а утреня Дня Святого Духа стала почти идентична утрене Пятидесятницы.

На Руси второй день праздника Пятидесятницы, нынешний День Святого Духа, в XIV веке среди учеников преподобного Сергия Радонежского получает наименование «Троицын день» и праздничной иконой этого дня становится так называемая «Ветхозаветная Троица», образ, написанный преподобным Андреем Рублёвым.

К XVII веку наименование «Троицын день» переходит на сам праздник, тогда как следующий день по образцу греческих Типиконов стали называть Сошествием Святого Духа.

Однако иконы на центральный аналой предписывается класть так, чтобы подчеркнуть мысль: в Неделю Пятидесятницы внимание акцентировано на сошествие Святого Духа, в понедельник — прославление Троицы.

Вот характерные указания в Уставе 1641 года: «в субботу к недели поставляем на вечерни к Троицыну дни на налое образ сшествия Святаго Духа», а далее перед вечерней в Неделю Пятидесятницы сказано: «вечерню трезвонят во вся колоколы сошествию Святаго Духа, а на аналое поставляем образ Троицы Живоначалныя».

Вот что интересно: названия праздников уже современные, но иконы на центральный аналой предписано класть в соответствии с более древней русской практикой.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Учение о Святом Духе в службе праздника можно условно разделить на две части: ипостасные свойства Святого Духа и Его действие в мире - Промысл.

Основной иконой праздника является Троица преподобного Андрея Рублева. Этот образ полагалось класть на центральный аналой храма в старопечатных Уставах (1-я половина XVII века).

Троица преподобного Андрея Рублева – единственный каноничный образ Святой Троицы. Иные изображения Святого Духа (в первую очередь так называемая «новозаветная Троица», на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Бог Сын – в привычном образе молодого мужчины, Бог Дух Святой – в виде голубя) считаются неканоническими.

Богослужебные - литургические особенности:
Повечерие: Канон Святому Духу из Триоди. Ирмосы по дважды, тропари на  (т.к. в каждой песни всего  тропаря, то каждый читаем по разу). Припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (т.к. канон посвящен Одному Лицу Пресвятой Троицы, то припев канона утрени «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» здесь неуместен). По -й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» и особый седален праздника. По -й песни — катавасия Триоди вместо «Достойно есть…».

По Трисвятом: кондак праздника.

Полунощница: Совершается праздничная полунощница с привычными особенностями такой службы:

по 1-м Трисвятом поется тропарь праздника;

по 2-м Трисвятом поется кондак праздника;

заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Утреня: Совершается утреня, почти идентичная утрени Пятидесятницы за вычетом только полиелейной части. В Триоди понедельник имеет только одно особое песнопение, которое в современной службе праздника не встречается— седален по -й песни канона «Всесвятый Дух, ныне сошед…». Во всех остальных частях употребляются буквально те же песнопения, что на сам праздник. Отдельно следует сказать о пении канона: хотя поются те же самые каноны, в целом канон совершается несколько менее торжественно, ибо -й канон поется на  (в сам праздник — оба канона на ), да и катавасия поется только одна — «Божественным покровен…» (а не две).

Литургия: «Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канонов праздника.

По входе: Входный стих праздника — единственный случай, когда в первый день попразднства повторяется входный стих праздника! Тропарь праздника; «Слава, и ныне»: кондак праздника.

Прокимен и Аллилуиа — особые (прокимен и аллилуиарий праздника опускаются).

Апостол и Евангелие — особые.

Задостойник и причастен Пятидесятницы.

Отпуст краткий праздничный с вводной фразой Пятидесятницы.

Каноны и Акафисты: Акафист на Сошествие Святого Духа, Акафист Святому Духу, Канон Святому Духу, Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту

Категория: Православие | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: Бог Святой Дух, К пословицам, православие, Русь мудра
Просмотров: 21 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar