25.01.2025, 16:16 | |
Русское слово «благодать» указывает, помимо прочего, на то, что обозначаемое им Божественное действие, в том числе действие, направленное на спасение человека, является благим, обозначает, что именно Бог является Источником истинных благ. Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью? Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности – это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим в самом точном и исключительном значении этого слова. Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом. Равным образом проявление или действие природы огня – раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, – мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу. В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы – Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания. Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением. Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним. При молении перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух, разум и сердце к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает – в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, – Своим благословением - действием. Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию. Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении – Божественное действие, направленное на спасение человека. В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами веры. Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? – В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель. По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых. Так, свет, исходивший от лица Моисея, служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу. Кроме того, проявление этого сияния видимым образом было связано с желанием святого приоткрыть Мотовилову, в доступной для него мере и ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну о том, что значит, пребывать во Святом Духе. Увидев вокруг преподобного необыкновенное свечение, почувствовав исходившее при этом благоухание и теплоту, Мотовилов, конечно же, исполнился изумления. Вместе с тем он исполнился радости и восторга. Зримый свет служил для него подтверждением облагодатствованности преподобного Серафима, а необычное внутреннее ощущение, пусть даже он и не испытывал тех ощущений - которые испытывал сам святой, позволили ему прочувствовать, что значит быть причастником Божественной благодати. Ведь по признанию Серафима Саровского, и он - Мотовилов - пребывал тогда в Духе. Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати. Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв и т. д.; наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла. Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви; разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан. Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати. Во-первых: спасительная благодать действует на них призывающим образом: этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати». Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Во-вторых: особое благодатное воздействие на неверующих и иноверцев может оказываться посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». «Подавать» благодать людям, то есть оказывать на них спасительное воздействие, Бог может и непосредственно, и опосредованно, в том числе через других людей, например, через святых, в частности, по их ходатайству, в ответ на молитвенное обращение к ним со стороны верующих. В таких случаях святые выступают в качестве орудий Божественного Домостроительства спасения, но, разумеется, не в качестве первоисточников Божественной благодати. Сами святые нередко именуются облагодатствованными, богоносными, духоносными, то есть преисполненными Божественной благодати, находящимися в тесном духовно-благодатном единстве с Отцом и Сыном и Святым Духом. Когда мы называем Пресвятую Богородицу Богоблагодатной, мы имеем в виду особую, исключительную близость Её к Богу, высочайшую степень её облагодатствованности, святости. В Священном Писании понятие Божья «благодать», соотноситься с понятием Божья «сила»: «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой»; «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»». Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. Человек, соединяясь с Богом, соединяется с Ним по благодати. Это происходит в процессе соработничества человека и Бога. По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах: иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость; Заметим: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Догматические определения о благодати: Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, – таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает: то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму: так же написано и сие: любовь от Бога есть. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, – таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить. Промысл Божий – непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечества в целом и каждого человека в отдельности. Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл: давая человеку возможность самоопределяться между добром и злом, осознанно и свободно идти по пути жизни; Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься. Бог непрестанно участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы люди могли осуществлять свободный и осознанный выбор. Промысл Божий в отношении человека проявляется и в том, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере. Бог призывает нас не к бесплодным попыткам попытаться своим ограниченным умом понять громадное число взаимосвязей Его Домостроительства, а к практическим действиям по уменьшению зла. Как минимум в себе и вокруг себя. Ветхий завет даёт нам два замечательных примера доверия промыслу Божьему: судьбы праотца Авраама (Быт.-) и праведного Иова Многострадального. Ничто в мире не происходит без воли Бога: без Божьего благоволения или попущения, хотя мы и видим лишь небольшие фрагменты масштабной картины непрестанного попечения Бога о каждом человеке и всём мире. «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом». Народное переложение: «человек предполагает, Бог располагает» «... знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...». Бог наделил человека свободной волей. В отношении нравственного выбора и нравственно оцениваемых действий эта свобода может доходить до того, что человек ослушивается Бога. Но даже и ослушание происходит в соответствии с волей Божьей: Бог сам наделил человека свободой воли, способностью к нравственному выбору, и Сам дозволяет ему проявлять эту свободу (в тех пределах, в каких считает нужным). Ложные учения о Промысле Божьем Почему нам сложно понять проблематику существования зла в мире, притом, что Бог благ и не благоволит к распространению зла? Люди часто как должное воспринимают дарованную им Творцом свободу, с другой – обвиняют в Его том, что Он не остановил злодеяния, как плод этой самой свободы. Люди нередко упрощают промысл Божий. Это, в частности, может проявляться в следующем: в связывании значимости тех или иных промыслительных действий Божьих, сопряженных с конкретными событиями, исключительно с этими событиями, не рассматривая их, как звенья в ряду множества прочих событий; Бог же премудр и всеведущ, Он обладает полнотой ведения. Любое событие может быть звеном большой цепи, охватывать многих людей и иметь далеко идущие последствия. Мы видим один-два-три элемента «пазла» мировой истории, а Творец – всю картину сразу. Бог поступает всегда наилучшим из всех возможных вариантов, в отношении людей этот способ направлен в первую очередь на спасение нас в вечности. Многие же люди привыкли оценивать происходящее лишь рамками земной жизни. Душевредная статья или книга по последствиям может быть хуже, чем массовое изнасилование или убийство, ведь он погубит неокрепшие души в вечности, а не тела во временной жизни. При этом к первому большинство безучастно, а второе вызывает бурю эмоций. Следует различать промысл Божий над конкретным человеком, семьёй, народами и всем человечеством, или кратко – промысл Божий над всем человечеством и конкретным человеком. Промысл Божий вообще: Бог дарует людям определённую степень свободы и направляет на то, чтобы они свободно выбирали добро, соблюдали Заповеди Бога и слушали голос совести. Конкретные следствия тех или иных промыслительных действий Божьих относительно отдельных людей можно осознать в некоторых случаях, но далеко не всегда. Проще всего здесь ответить про себя – Достойное по делам моим приемлю, мне попущено это для вразумления, научения или укрепления в вере. Касаемо других людей мы должны осознать свою ограниченность, мы не всеведущие, как Бог и не премудры, как Бог. | |
| |
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |