03.02.2025, 13:28 | |
По мнению этих церквей, таинство елеосвящения имеет евангельское происхождение и было установлено Иисусом Христом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. <…> Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть таинства: Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Архиепископ Фессалоникийский Симеон о святом елее писал: для выздоровления больных Святой елей, как священнодействие и образ Божественной милости, дан Богом во очищение и освящение для тех, кто хочет избавиться от грехов. Поэтому святой елей и оставление грехов дарует, и болезни исцеляет, и присутствует в освящении. Всё это дал нам Иисус Христос и передали нам, по воле Его, божественные Его ученики. Поскольку природа наша двойственна: мы состоим из души и тела, постольку и священнодействия, которые Он нам даровал, имеют две стороны. И Сам Он сделался для нас двояким, пребывая истинным Богом и сделавшись истинным человеком. Точно так же Он благодатью Святого Духа освящает наши души, а чувственными же водой, и елеем, и хлебом, и чашей, и всем прочим, что освящается Духом, освящает тела наши и дарует нам всесовершенное спасение. Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть 7 полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной: непроходящим отчаянием, унынием, скорбью. К помазанию елеем не допускаются некрещёные, оглашенные, иноверцы и инославные, еретики, отступившие, отделённые, отлучённые, не раскаявшиеся и ожесточенные грешники. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его: в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники (и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре), то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл, но не сознательно утаил, на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение. Зачем совершать этот тяжёлый внутренний труд, когда можно просто забыть свои грехи, а сделать это очень легко, прийти на Соборование, и тебе всё простится? Кроме того, указанное понимание Елеосвящения не прошло церковной рецепции». В Русской православной церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания, когда уже невозможно его причастить, но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего. Православный обряд совершения елеосвящения Чин елеосвящения состоит из: благословения, После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. В таинстве елеосвящения обычно используют елей, смешанный с вином. Елеосвящение, или Соборование – Таинство, совершаемое над больным человеком собором священников, в крайнем случае – одним священником, состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати, врачующей телесные и душевные немощи. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов. Плодами этого Таинства являются: прощение грехов и здоровье тела. Хотя тело и не всегда получает исцеление, но прощение грехов подается душе кающегося всегда. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление. Хотя основным веществом этого Таинства является елей, и в памятниках древней Церкви, и в византийских рукописях сохранился ряд молитв на освящение елея для больных, смешанного с водой. В византийской традиции елей стали смешивать не с водой, а с вином. Эта практика сохраняется в Церкви и сегодня. Основанием ее является евангельская притча о милосердном самарянине. При этом в чинопоследовании Елеосвящения по Требнику соединение с елеем воды указано в качестве основного, а о добавлении вина говорится как об обычае «великой церкви». Священника обычно приглашают к больному домой или в больницу. Во время совершения Таинства читается семь текстов из Апостольских посланий и семь – из Евангелия. После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук тяжелобольного освященным маслом – елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов. Елеосвящению, по обычаю, предшествует исповедь. Существует также сокращенное «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», одобренное священноначалием к употреблению в тех случаях, когда Таинство необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении. Не могут участвовать в Таинстве Елеосвящения иноверцы, еретики, раскольники и некрещеные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками, над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании, над людьми против их воли, над умершими. Нет серьезных оснований совершать его и над младенцами, не имеющими грехов; над пожилыми людьми, не имеющими серьезных заболеваний; над людьми в сильной скорби; над отправляющимися в путешествие и на войну; над находящимися в зоне эпидемий, если они не больны; над приговоренными к смертной казни. Говоря об условиях совершения Елеосвящения над больными, протоиерей Михаил Архангельский замечает: «Анализируя состояние больного, в котором св. ап. Иаков заповедует ему призывать к себе пресвитеров для благодатного врачевания, находим, что такой больной, в психическом отношении, вполне должен владеть разумом, сознанием и волей. Все cиe кратко выражено словами: да призовет пресвитеры. Отсюда следует, что Елеосвящение должно преподавать таким страждущим болезнями, которые находятся в состоянии разумно-свободно-сознательном». В другом месте он пишет: «Елеосвящение не есть чудотворный дар, а ординарная благодать Божия. Чудотворный дар и мертвых возвращает к жизни. Ординарно же действующая благодать усвояется лишь под условием ее восприятия душою человека». К средствам напутствия умирающих данное Таинство не относится. В Православной Церкви также широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах – даже и в другие многодневные посты) с помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих Церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века, причем использовался другой чин, отличающийся от обычного чина Елеосвящения. Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над больным и не считали первое Таинством в подлинном смысле, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно принято преподносить как Таинство. В определении Священного Синода от - декабря года, оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании». Данная практика нуждается в осмыслении и обосновании. Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне...». Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. Протоиерей Михаил Архангельский пишет: «Легкие же болезни, например, простудные, гастрические, головные и т. п., не отрывают человека oт занятий, не отягчают его болями, недолго тянутся, например, день, два, три, врачуются естественными простыми средствами, даже – проходя без них, сами собою, но в жизни каждого человека бывают много раз в различных органах и формах. В этих болезнях, вопреки мнению, встречающемуся в письменности, нет основания прибегать к благодатному врачевству. Достаточно для них лечение естественными богодарованными способами, каковы: сама целительная сила природы, искусство врачей, предлагаемые ими советы и лекарства». См. подробнее: Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей? Таинство Елеосвящения также не должно воспринимать как замена Таинству Покаяния. В Таинстве Покаяния человек очищается от грехов, а значит и исцеляется от нравственных недугов. В данном отношении Покаяние является самостоятельным Таинством и не требует непременного участия верующего в Таинстве Елеосвящения. Кроме того, нравственному оздоровлению способствует участие в Таинстве Евхаристии. Здоровому, в смысле, вытекающем из послания апостола Иакова, человеку нет нужды стремиться усиливать действенность этого Таинства, как якобы недостаточную номинальным участием в дополнительном Таинстве – Таинстве Соборования. Относительно прощения грехов в этом Таинстве в Православной энциклопедии содержится следующая информация: «В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Елеосвящении, догматисты расходятся. По мнению прот. Н. Малиновского, при Елеосвящении прощаются грехи, которые стали причиной болезни, а также те, о которых болящий не знал (Малиновский. Догмат. богословие. Т. . С. –). По мнению еп. Сильвестра (Малеванского), в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в которых болящий не успел покаяться. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, которые связаны с болезнью (Филарет (Гумилевский). Догмат. богословие. Т. С. ). Митр. Макарий (Булгаков) говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. С. ). Впрочем, анализ содержания самих молитв Елеосвящения не дает оснований ни для одного из этих мнений, поскольку в них говорится о прощении грехов вообще». Сами тексты молитв с упоминанием прощения грехов: «Безначальне, вечне, святе святых, Единороднаго Твоего Сына низпославый, исцеляющаго всякий недуг, и всяку язю душ и телес наших, низпосли Святаго Твоего Духа, и освяти елей сей, и сотвори и помазующемуся Твоему рабу имярек, в совершенное избавление грехов его в наследие Царствия Небеснаго». «…Сам человеколюбче Владыко, превечных и дивных Боже, Егоже никтоже от человек помышляяй может постигнути? призри, услыши нас недостойных рабов Твоих, и идеже о велицем имени Твоем елей сей приносим, низпосли Твоего дара исцеления, и оставление грехов, и исцели его во множестве милости Твоея». «…и приим Своим Ти человеколюбием, аще что согрешил есть словом, или делом, или помышлением, простив очисти его, и чиста сотвори от всякаго греха». «…вонми гласу моления моего, и рабу Твоему, имярек, в немощи душевной и телесной сущему, исцеление даруй: подая ему оставление грехов, и прощение согрешений, вольных же и невольных». «…Сам ослаби, остави, прости Боже беззакония, и грехи раба Твоего, имярек, согрешения его вольная и невольная, яже в ведении и не в ведении, яже в преступлении, и в преслушании, яже в нощи и во дни: или в клятве священничестей, или отчи, или матерни бысть: или очима воззрением, или веждома помаванием: или прилежанием любодейства, или вкушением блуда: или в коем любо движении плоти и духа, отчуждися хотения Твоего, и Твоея святыни. Аще же согреши тойже и мы, яко благ и непамятозлобивый Бог и человеколюбец прости, не оставляя его и нас в скверное житие впасти, ниже в пагубныя пути тещи». «…Сам и раба Твоего, имярек, кающагося о своих си согрешениих приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его прегрешения». В Таинстве Елеосвящения - Соборования, на больного человека посредством молитв и помазания его освященным елеем призывается Божественная благодать для уврачевания его телесных и душевных недугов. Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена. Во время Таинства Елеосвящения священник крестообразно помазывает болящему лоб, ноздри, щеки, уста, грудь, ладони с внутренней и с внешней стороны. В Таинстве Елеосвящения используется елей в соединении с вином. Елей символизирует милость Божию. Кроме того, елей в соединении с вином используется в подражание «целительному средству», отмеченному в евангельской притче «о милосердном самарянине». Опять же, в добавляемом к елею вине видят символ искупительной Крови Спасителя. Помимо елея и вина при совершении Таинства используется пшеница, символически указывающая на новую жизнь после воскресения мертвых. Таинство Елеосвящения может совершаться дома у больного, в больнице; если заболевание ещё позволяет человеку ходить или его могут принести в храм, то в храме. Хотя в Таинстве Елеосвящения кроме телесного исцеления, испрашивается и отпущение грехов, это Таинство не заменяет собой Таинство Покаяния. Таинство Елеосвящения не следует путать с Таинством Миропомазания и елеопомазанием. | |
| |
Просмотров: 14 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |