25.01.2025, 06:11 | |
Экзорцизм - «связывание клятвой» — обычай или обряд в рамках различных религий и верований, состоящий в изгнании из человека или места, бесов или другой вселившейся в них нечистой силы путём совершения определённого ритуала той или иной степени сложности. Согласно христианскому учению, бесы могут «вселяться» в человека, это называется «одержимость бесами» или «беснование» (калька др.-греч. δαιμονισθείς, δαιμονιζόμεν — вселение демонов). Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии, в частности, слова изгоняемого беса стали крылатой фразой «Имя мне — легион». Вселившиеся бесы влекут человека к вредному излишеству в поведении и различным психическими болезням. Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины. Бесов чревоугодия разделяют на гортанобесие и чревобесие. Также говорят о бесах алкоголизма и наркомании. Чтение молитв или каких-либо заклинательных текстов для исцеления называют «отчиткой». Примечательными являются слова Евангелия: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». То есть если «дом» не будет заселён Духом Святым через богомыслие и богообщение, его снова могут заселить другие нечистые духи. Экзорцизмом в Писании занимались не только Иисус Христос и Его апостолы, но также и «иудейские заклинатели», иногда неудачно. Первые ученики Иисуса Христа, в беседе «о изгнании нечистого духа из юноши», говорили со Спасителем о ключевых факторах вопроса. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься — спасён будет: а кто не будет веровать — осуждён будет. Уверовавших будут сопровождать знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтó смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. Цитаты христианских святых и богословов, посвящённые экзорцизму: Иисус Христос: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Иисус Христос: больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Иисус Христос: кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает со Мной, тот расточает. Пророк Давид: Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их; поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои, ибо Ты (Господь) препоясал меня силой для войны и низложил под ноги мои восставших на меня. Апостол Пётр: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдой верой. Апостол Павел: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Первый иерусалимский епископ Иаков: противостаньте дьяволу, и убежит от вас. Иустин Философ: И теперь мы, верующие в распятого при Понтии Пилате Иисуса Господа нашего, заклинаем всех демонов и злых духов и держим их в нашей власти. Антоний Великий: изгонять бесов есть благодать даровавшего Спасителя. Макарий Великий: как облечённые в полное вооружение, в броню и прочие оружия, внутренне приведены уже в безопасность, и враги не нападают на них; или и нападают, но в их уже воле — употребить в дело оружия, воспротивиться врагам, вступить с ними в борьбу и одержать победу. Или, имея у себя оружие, не воевать с врагами, но веселиться вместе с ними и быть в мире: так и христиане, будучи облечены в совершенную силу и имея у себя небесное оружие, если захотят, соуслаждаются вместе с сатаной и пребывают в мире с ним, а не воюют. Потому что природа удобоизменяема, и человек, по причине остающегося у него произвола, если захочет, делается сыном Божиим, или также и сыном погибели. Василий Великий: общий наш враг создан для того, чтобы ругались над ним святые; a ныне, окружив нас, посредством ругательств, он стал господствовать над нами, чему напротив надлежало бы случиться с ним. Иоанн Златоуст: Господь создал дьявола — ругаться над ним. И Он не пожалел для тебя этой власти. Ругайся и ты. Если хочешь — можешь связать его, как птичку Иоанн Златоуст: дьявол не умеет сражаться открыто, но, как змей, скрывается в терниях, часто таясь в прелести богатства. Если ты посечёшь это терние, то он, тотчас придя в робость, убежит, а если ты умеешь заговорить его Божественными заклинаниями, то тотчас ранишь его. Есть у нас духовные заклинания — имя Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из его логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны. Пимен Великий: как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым: так душе должно быть всегда готовой противостать бесу блудному. Тем, которые имеют меч в руках своих, Бог помогает во время всей жизни. Если будем храбры: то Он сотворит с нами милость. Нил Синайский: пребывая невозмутимым, мужайся и укрепляйся в терпении, усиленной молитвой сокрушая возжелавших сокрушить нас. В какой мере приближаемся мы к Господу, в такой более и более свирепеют на нас демоны. Иоанн Лествичник: пса сего, приходящего к тебе, отгоняй оружием молитвы, и сколько бы он ни продолжал бесстыдствовать, не уступай ему. Иоанн Лествичник: будем стараться не только отражать бесов, но и нападать на них. Ибо кто только отражает их, тот иногда разбивает неприятеля, а иногда и сам бывает разбит; но воюющие наступательным образом всегда гонят врага своего. Симеон Новый Богослов: более счастливы и блаженны те, кто после святого крещения, …вступили в брань с врагом нашим дьяволом и в конец победили его со всеми его кознями и злоухищрениями, благодаря за эту победу бывшего с ними Христа и даровавшего им её,… Который возлагает сей добрый подвиг на всякого верующего в Него. Никодим Святогорец: христиане, дьяволу нужно бояться нас. Если мы захотим — он делается малым: если мы остаёмся со своим Царём, он сжимается, и в бою ничем не превосходит малого ребёнка, только на отступивших от Царя Нашего, он сильно раздувается и рычит и скрежещет зубами. Никодим Святогорец: если христианинин, глядя на то, как его братья дерутся и получают раны в духовной войне с дьяволом, не участвует в битве за них против общего врага, но ищет только собственного спасения, то лишается и жизни и спасения. Если же встаёт и вступает в битву, то и брата своего спасает от смертного греха и самого себя. Серафим Саровский: На отгоняющих нас от Господа Бога Духа Святого врагов наших надобно так нападать, покуда и прах их возьмётся. Иоанн Кронштатский: когда запрещаешь дьяволу Именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое Имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Архиепископ Вениамин: Запрещение есть заклинательная речь против нечистого духа, произносимая над бесноватыми и над оглашенными, посредством которой отгоняются от них злочестивая сила и древнейшая злоба, или насильственное нападение дьявола. Когда, таким образом, сии запрещения имеют Божественное происхождение и установлены Самим Богом: то первые отцы церкви восхотели составить их из Божественных же слов. Кирилл Иерусалимский: «заклинания, то есть запрещения, принимай с благоговением… они Божественны, из Божественных писаний извлечены». Епископ Николай Сербский (Велимирович): Что нам делать с Новым Заветом и с великим опытом святителей от древности и до ныне? Будем ли выдирать из Требника листы, на которых написаны молитвы святых об изгнании бесов из одержимых и другие, для защиты от бесов? Тогда мы должны просто порвать Требник вместе с большей частью Нового Завета. В XIX веке духовник Московского Симонового монастыря игумен Марк: всякий читающий заклинательные молитвы должен быть искренно и твёрдо убеждён в полном и великом своём недостоинстве пред Богом, и, если замечает какую-либо пользу от чтения заклинательных молитв для страждущих, то должен приписывать её единственно лишь вседействующей благодати Божией, а неуспех — своему недостоинству. Он должен всемерно возращать и умножать в себе смирение, ибо его-то бесы больше всего и не любят, от него-то и бегают, как от огня. Изгоняя бесов из других, он должен заботиться о том, чтобы и его собственное имя было написано на небесах. В Лавсаике читаем: авва Питирион «много беседовал с нами и с особенною силой рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей». Варсонофий Великий про борьбу со страстями говорил: «В отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать Имя Божие. Запрещать бесам — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Архангелу Михаилу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остаётся только прибегать к Имени Иисусову, ибо страсти, как сказано, суть демоны — и исходят (от призывания сего Имени)». Иоанн Кассиан Римлянин предупреждал: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к ещё более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тех тел, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». Амвросий Оптинский говорил: «Если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами. Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами». Ефрем (Мораитис): Молитва — это огонь, попаляющий демонов и обращающий их в бегство. Емилиан (Вафидис): многословие и чревоугодие открывают доступ к нам самым сильным демонам, которых не могут изгнать даже святые. Мы молимся Святому Духу: «Прииди и вселись в нас», но когда мы празднословим, в нас вселяется дух лукавый. Как только мы открываем рот, он тотчас входит. Разговорчивый и любящий поесть находится в большой опасности, потому что всякий, кто много говорит или много ест, хочет есть и говорить всё больше, особенно когда его слушают и обращают на него внимание. Никакие заклинания не в силах будут изгнать из него беса. Православие: Отчитывать — исцелять чтением Евангелий или(и) заклинательных молитв.— Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Под одержимостью в православии может пониматься: Православная энциклопедия характеризует бесоодержимость как «состояние человека, являющееся результатом вторжения нематериальных сил зла в повседневную жизнь». При этом указывается, что «рекомендация пациенту просить опытного священника рассмотреть целесообразность „чина изгнания злых духов“, то есть „отчитки“, даётся в исключительном случае». При этом, по сообщению агентства РИА Новости, патриарх Кирилл в одной из своих проповедей заметил, что «как ни относились бы критически к теме присутствия тёмной силы в человеческой истории многие современные люди», задача Церкви заключается в том, чтобы «напоминать им о том, что эта сила реальна и что жертвой воздействия этой силы может быть каждый, кто лишён опыта молитвы и кто сам себя отделил от Бога», и ему «приходилось нередко слышать от специалистов в области психиатрии, что они сталкиваются порой с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью». Протоиерей Дионисий Свечников пишет, что «однозначного мнения в Церкви относительно отчитки нет», при этом отмечает, что «назвать отчитку единственным действенным способом избавления от одержимости никак нельзя. Причиной вселения падшего духа в человека стал грех, поэтому и лечить нужно греховность, а не её следствие — одержимость». Архимандрит Герман (Чесноков) в проповеди, неукоснительно читаемой перед совершением «отчитки», указывал и на причину страданий человека от нечистых духов — умышленно совершаемое уклонение от исполнения заповедей Божиих, и на путь исцеления человека от влияния нечистых духов — обращение к Богу и отказ от греховной жизни. Схиархимандрит Гавриил (ранее известный как игумен Ефрем), настоятель Кавказского скита Валаамского монастыря, не одобряет современную практику «отчитки». Отец Гавриил обращает внимание на Евангелие, по Слову которого дар изгнания бесов апостолы получили задолго до того, как получили (в Пятидесятницу) дополнительный дар Священства. «Дар изгнания бесов и дар священства не связаны друг с другом» и «Дар же изгнания Бесов — это дар благодати Святого Духа, и даётся исключительно за личное благочестие». Многие же современные священники, замечает отец Гавриил, «не достигли святости», «не имеют личной благодати на изгнание бесов, но думают, что имеют, — бесы их в этом убеждают». В частности, поэтому после «отчитки» одержимость к людям возвращается, и иногда худшей форме. А сами же отчитывающие священники «бывают страшно поруганы демонами». Экзорцизм во времена Русского царства: Случаи изгнания бесов были известны в жизнеописании патриарха Никона и житии протопопа Аввакума. Экзорцизм в XX веке: Многочисленные случаи изгнания духов злобы описаны например в жизнеописаниях праведного Иоанна Кронштадтского и некоторых старцев Глинской пустыни (схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андроник (Лукаш), которые причислены к лику святых). Ранее экзорцизмом занимались: Молитвы: «Молитвы над беснующимися» можно найти в современном требнике, а также в более ранних трудах (Апостольские постановления, Евхологион Серапиона Тмуитского, Синайский евхологий, Требник Петра Могилы и т. д.). | |
| |
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |