01.10.2024, 06:55 | |
Не за былью и сказка гоняется В.И.Даль Присказки Про сказку: Сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Сказки появляются в глубокой древности; они, как и другие жанры народного творчества, выражают мудрость народа, его идеалы и взгляд на мир. (Сказка - стихи) Одни и те же сказочные сюжеты встречаются у разных народов. Отличаются они своими художественными особенностями и специфическими национальными чертами. Сказка: Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил. Разговорное: Выдумка, небылица. Среди первых сказочников были скоморохи — в их обязанности входило веселить народ. Некоторые правители держали при дворе людей, которые исполняли сказки, когда царь отходил ко сну. Также существовали сказители, которые передавали сказки из поколения в поколение. Они обладали исполнительским мастерством: были очень артистичны, умели увлекательно говорить и рассказывать сказки перед большим количеством народа, переходя с места на место. Сказитель хранил в памяти сказочные сюжеты целиком или в форме единиц сюжета, мотива; воспроизводил в исполняемой сказке. В России начинателем собирания русских народных сказок явился русский этнограф Александр Николаевич Афанасьев. Подготовленный им сборник «Русские детские сказки» вышел в Москве. Большой вклад в собирание и организацию детского фольклора внесли такие личности как Авдеева, Даль В.И, Мамин - Сибиряк Д.Н., Толстой А.Н., В истории собирания детского фольклора оставил заметный след и этнограф-собиратель Шейн. Он выделил детские сказки как особую область науки. Вклад в популяризацию и коллекционирование сказок внёс также украинский поэт Малкович. Особенность сказки в том, что её сюжет опирается на вымысел, в отличие от былин, мифов, преданий и т.д. Сказки, чаще всего, понимают как народное произведение, которое создавалось и передавалось в устной форме. Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности. Сказка, как жанр с установкой на вымысел, известен у всех народов.
Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «казать». Имело значение: перечень, список, точное описание. Например, переписный документ «Ревизская сказка». Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово «баснь». Есть только два европейских языка, которые создали специальные слова для обозначения этого понятия: русский и немецкий. На латинском языке слово «сказка» передается через fabula. Но это слово обозначает не только сказку, но также: разговор, сплетня, предмет разговора и т. д., а также рассказ, в том числе сказка и басня. Народная сказка включает несколько жанровых разновидностей одного жанра сказки: Анекдотические сказки. Богатырские сказки. Бытовые сказки. Волшебные сказки. Докучные сказки. Легендарные сказки. Литературные сказки. Народные сказки. Небылицы. О животных, растениях, неживой природе и предметах. Авантюрные сказки - излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и сказки об исторических деятелях. Анекдотические сказки Побасенки - отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота. Бабьи сказки - бесконечное повторение одного и того же, рассказ о том же самом. О высшей степени какого-либо качества, свойства. О желании сделаться сказкой чего - либо, т.е. стать предметом общих разговоров. Бытовая сказка - имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир, и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с власть предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости. Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Волшебные сказки - в их основе находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Докучные сказки: это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ. Этот ответ используется для очередного повтора сказки. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения. Их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо Легендарные сказки — это более поздние сказки, которые возникли в середине XIX века. Их корни следует искать в мифах или религиозной литературе. Многие из легендарных сказок произошли в результате переложения (адаптации) былинных и эпических повествований. Литературные, или авторские: У таких произведений есть один автор, произведение закреплено в письменной форме, а его сюжет зачастую связан с народной сказкой. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает народной (литературная сказка, написанная в народно поэтическом стиле), либо создаёт произведение на основе народных сюжетов. Народная сказка исторически предшествует литературной Небылицы — сказки, построенные на бессмыслице. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички, былины. О животных (животный эпос) — совокупность разножанровых сказок, в которых в качестве главных героев выступают звери, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек, либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней)»), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).Сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Малые формы народного творчества — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения пришли в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью и письмом. Колыбельная песня (утренние, потешки песенки) — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая короткие рифмованные сказочки, ласкательного и умиротворяющего содержания Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Пословицы и поговорки - краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Игры могли быть: целовальные. Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки); Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Устное народное творчество существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения народного творчества (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения. Устное народное творчество представляет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка. Не за былью и сказка гоняется В.И.Даль Присказки | |
| |
Просмотров: 153 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |