24.12.2024, 16:35 | |
Зачем было тебе и на свет родиться. В.И.Даль Брань-привет. Родить - рожать: произвести - производить на свет младенца - детеныша). Производитель действия в этом случае – женщина. Скоро родит, эка пузанка, да йешшо скажут: з брюхом. Родит рожаница, вымоют ребёнка с какими-то словами. Родит, дак подрушки-ти, да суседи, да свои скажут: «Нать сходить на кашу». О четвёртом углу Богородица стоит, сына рождайет: о двенаццати апостолах, о четырёх йевангелистах: Марк, Матвей, Лука, Иван згонят врага в огненную реку. Субъектом действия может быть и самка животного: Ночью как зарожат, тряпку кину, на тряпки родит (о кошке). Во хлеф Мурку заперла, пускай там рожат. Медветь – он родит через гот. Кошка котицца, и офца котицца; корова телицца; собака вроде рожат; лошадь жэребицца. Они на льду родя́т - (тюлени). Интересно, что производителем действия может быть земноводное, птица или рыба: Змеи, они не рожают на земли, з дерева. Не могла родить яйцо (курица). Сёмга толста, когда она родит, у йей бело мясо, слабенька, пуста така. Субъектом действия могут становиться и родовые пути женщины: Пошто -то роды не могли у йей родить, да жывотʼм выняли йей (о кесаревом сечении). Родившийся ребенок характеризуется с точки зрения пола (родить девочьку, парня); количества (родить двойников), законности - незаконности рождения (родить выблядка, родить незаконно). Важными обстоятельствами рождения считается место рождения: родить в лесу, в хлеву, в бане, в избе; а также социальный статус роженицы: родить бесчестно. Естественные роды противопоставляются родам с хирургическим вмешательством; последние описываются сочетанием: кесаревым родить. Событие, описывающееся глаголом родить - рожать, может оцениваться количественно: Людно матинка родила (о большом количестве детей). С основным значением глагола родить - рожать связано конверсивное употребление глагола: Родить – помочь принять роды у кого-нибудь: У нас ф прошлом годе старушка была, она большэ ста лет прожыла, дак скольких родила (приняла роды). Дать (давать) начало чему-нибудь, создать (создавать) что-нибудь. Субъектом действия в данном случае может быть Господь как высшая созидательная сила: Наверно Госпоть родил нам дутки-то эти (растения с мясистым стеблем, которые ели в голодные годы). Человек, созданный по образу и подобию Божьему, также обладает способностью созидать: Квас? Я сёдня йево родила. Во своих людях, а вот сколько родиж добра, скоты бессовесны (сделать добро). Так как человек создает предметы рукотворным образом, функция субъекта действия переносится на руки: Да веть у кого как рука родит: у кого красиво, а у кого смотреть неохота. Деловой такой, путёвой, рука фсё родит. Говорят, как руцьки родят, так ы плецьки сносят (об одежде). Созидательной силой обладает и слово. Умение хорошо, складно говорить описывается фраземой: слово слово родит: Та-от проходна баба. Она много знат. У йей как-то слово слово родит. Умение видеть взаимосвязи между событиями и их следствиями дает возможность употреблять в качестве субъекта действия абстрактные имена: Нужда ум родит. Употребление глагола «родить» в значении ‘вспомнить’ связано с представлением о созидательной силе человека, способной рождать, производить не только материальные предметы, но и нематериальные сущности, что может быть перенесено и на воспоминания: Не знай, не рожу (не вспомню) – помоги. Думается, что здесь может подчеркиваться и трудность процесса воспоминания, сопоставимая с трудностью рождения ребенка. Принести (приносить) плоды, урожай. В качестве субъекта действия, как и в литературном языке, часто используется слово земля и обозначения земельных наделов (пожня). Земля мяхка у них, фсё рожайет. Старались, штоп свои пожни рожали. Земёлка, так она у йей ницё не рожайет, не удобрёна-то. Нынь начяла земля родить хорошо. Крофь на земли – дак не родид земля-то. Глагол родить - рожать может употребляться и без конкретного субъекта: Фсё родило,фсё пахалось (о полях). Как субъект действия могут использоваться слова лес, природа: Сечяз жэ лес худо рожайет. Природа не дават, не рожат. В отличие от литературного языка, субъектом действия могут быть наименования любых растений: А копуста хороша рожала. Йесли трава выцветёт, на будущий гот снова рожадь будет. Огурцы-то хорошо рожали, а щяс нет. Кедра не ф кажной гот орехи рожала. А смородина давно посажэна, прошлой гот перестала родить. Хороша малина – та, што сама родит. Вишня у меня не родит, слива вот родит. Сецяс картошка не боица, а когда цветёт и убьёт морозом, то не родит. Родиться – рождаться: появиться (появляться) на свет. Чаще всего употребляется по отношению к людям: От хорошых родителей и хорошы дети родяца. У меня млатшы братики рожались. Придём в дом и славим: «Христос рожайецце и славицце». Теперь фсе празники возобновили, родица кто, за попом йездят. Так ы идёт фсё, умирают, рожаюцця, так из векоф ыдёт. Человек рожайеца, и ангелы присужают тому угореть, тому утонуть, тому в аварию попасть. На том свет стоит, фсё умирают, молоды рожаюца. Ненцы здесь не рожались, прийезжыйе. Зафиксированы употребления глагола по отношению к животным, но только в пословицах: От мухи слон не родица – такийе приговорки смешны да дурны. Сорока да ворона в одно перо родяцца (о похожем характере). Единично встречается употребление глагола родиться по отношению к червякам: Червяки родяца – сйедают капусту. При рождении младенца обращают внимание на то, какой он родился: слабый, мёртвый, больной, здоровый. Слабый родица, так помрёт, а кто здоровый родица, так уш и не болеет никогда. А парнёк мёртвой рожался. Рожаюцца и больныйе. Врожденная болезнь приходит в мир вместе с младенцем: То з заячьйей губой рожаюцца. Поэтому о больном человеке говорят, что он от роду такой: От роду родилась такая. При описании врожденной болезни субъектом процесса рождения может стать нездоровая часть тела: Позвоночьник такой родилсе. Надо сказать, что и при описании врожденных свойств и качеств человека может говориться, что они родились сами (вместе с человеком или внутри него): Марья Ивановна песельница, фсё родилоси (голос, слух…). Впереди человека может родиться его счастье: А котора оторви да брось, щасьйе фпереди себя родицце. Младенец оценивается как: непутёвый, неразумный, дикий; то есть, не принятый в социум, не наученный нормам человеческого поведения. Непутёвыйе родюца (дети). Дети рожаюцца неразумныйе, дикийе. Важны обстоятельства рождения: время (канун праздника, в ноябре, при этой власти), место (в этом дому, в Явзоры), социальный статус (сколотно родиться, не так родиться). Важно также положение младенца при родах: головой или ногами вперед. В говорах фиксируется ненормальное положение младенца: Один был жывой, да тожэ ношками родился. Если младенец рождается в остатках околоплодного пузыря, говорят, что он в рубашке, пупоне, попонке родился: В рубашке родился – дак это щястье. Родила-то она ф пупоне мальцика. Ф попонке родилась – щяслива. Подчеркивается, от кого родился младенец: Од дефки рожалса, вот и прозвали. Да у йей мальцик рожался от Михаила, умер, замуцили, наверно. Фразема «не от дуба родился» подчеркивает обязательное наличие у ребенка биологического отца: А как не бабушка, за кого шла, не од дуба родился Петя-то. Важно также, в кого родился ребенок, т.е. на кого он похож/не похож: Ф чюжых не рождаюцца, фсё ф своих (о сходстве детей и родственников). Сестра ф сестру не родице, не одинакийе. В народной культуре особенно значимым было и каким по счету рождается младенец, особенно выделялись первые и последние дети в семье, о которых говорят, что они «родились с краю»: Родицца с краю (о первых и последних детях). Рождение человека неразрывно связано со стремлением угадать его судьбу: Мама заревёт: «Ой, дефка, дефка, на муку жэ ты родилася!». Пословицы подчеркивают важное для народного соз нания тождество человека самому себе: Раньшэ какой родился, такой и за стол садился. Рождаются, выходя из родовых путей, плацента (сголовье, детское место, послед) и околоплодные воды: А тожо-ка не рожалось это зголовьё. У йей фпереди нацяло рожацце децко место. Как мордочька появицца, так обдуйеш, штоб не задохся (теленок), рубашка и послет рожайецца. У неё воды не рождаюца. Можно выделить как отдельное подзначение глагола родиться ‘становиться, приобретать какие-нибудь свойства. А дальшэ – Кривой, а там – Неродимой руцеёк – мал, не родился большой. ‘появиться (появляться), возникнуть (возникать)’. Это переносное значение связано в первую очередь с созидательной силой человека: Матёра кринка, пирого ў трицать рожалось. У них и песни не рожались. Грязно жыть неохота, и чисто никак не родицце. Таг два метра только привезли матерьяла-то, платьйе не родилось. Портно у нас родицца. Суслоноф-то 50 родицце. Ис кряжа чюрки три рожайеца. Ис кудели мот рожайецце. Оно и фкусно рожайеца, испекёце. Беремя несли, 62 веника родилось. Зеркало старинно, стогодово, до меня кажэца родилось. У них и песни не рожались. По аналогии со вторым значением глагола родить/родиться, созидательные функции переносятся на руки человека. Разница только в том, что возвратный глагол родиться/рождаться описывает этот процесс как исподволь происходящий: Стулья, тубаретки делал, вопще в руках фсё родица у нево. У негоь фсё в руках рожайеця. Характеристика и в руках, и в щеках всё родится описывает идеального, с точки зрения народной культуры, человека, который умеет хорошо потрудиться и хорошо поесть: О ней говорили: «У этой в руках и ф шчоках фсё родица». Глагол родиться может употребляться безлично: У Лёни-то тожэ родиця такойе сказать. По аналогии с человеком и тем, что он создает, рождаться могут и разные природные явления: дождь, луна, месяц. Никаг дожжа не рожайецця, Господи ты помилуй. Не родился ле какой дошш. Луна-то она когда йесть, когда нету, потом опять рожайецца. Рождайецца месяц, когда луна, спали, можэд быть параличь. Появление чего-либо после его отсутствия также воспринимается как рождение: И не знали, шчо закрывайет – а потом и родилось, снова (солнце, о солнечном затмении). Наступление праздника интерпретируется как рождение: Рожэство рожайеця, звезда кружайеця, бапка шаньгами срежайеця, детка с печьки слезоват, кошелёк отрушыват, ребятам денешки достават. ‘вырасти (вырастать), дать (давать) урожай’. Субъектом действия, как и у глагола родить/рожать, может быть природа в целом или отдельные растения: Затравили фсю природу, ничем не рожаица. Яблоки-то у нас нерожаюцця. Птицы щяс в лесе мало стало, ягот мало рожайецца. Хлеп не каждый гот рожался. Не кажный гот рождаюця так ягоды. Итак, проведенный анализ семантики глаголов родить/рожать и родиться/рождаться показывает, что значения эти глаголы развивают одинаковые. Первое значение связано с появлением на свет человека или животного, второе – с появлением предмета материального или нематериального, третье – с плодородной функцией земли и растений. Земля у всех народов обожествляется, мифологизируется, а в своей основной функции уподобляется женщине, которая зачинает и вынашивает плод. Данное значение сопоставимо с существующим в литературном языке, разница только в том, что для описания данного значения использует приставочный глагол (картошка уродилась). В говорах такое значение развивают бесприставочные возвратные и невозвратные глаголы. Получается, что и природа в целом, и любое животное и растение наделены продуцирующей силой и имеют способность рождать, давать урожай. Второе значение, метафорическое, можно описать как ‘возникать, появляться’. По приведенным примерам видно, как широк круг явлений, которые в народной культуре воспринимаются как созидаемые (можно родить квас, добро; родиться могут полотно, пироги, песня, чистота). Итак, созидательной силой наделены Бог-Творец, и сам человек, все явления природы и вещи, которые его окружают, что говорит о мифологическом восприятии мира и важности концепта рождения в нем. Родить: рожу, родиться, рождать – церковнославянского происхождения. Русское: родить; украинское: родити; древне-русское: родити, рожу; старославянское: родити, рождѫ γεννᾶν, τίκτειν, итер. Раждати; болгарское: родя́; сербохорватское: родити; словенское: rodíti; чешское: roditi; словацкое: rоdit᾽; польское: rodzić; верхне-лужское: rodźić; нижне-лужское: roźiśю Роди́ться: рожу́сь, роди́шься, прошлое - роди́лся и родился́, родила́сь и роди́лась, родило́сь и роди́лось; Появиться на свет путем родов. Родиться здоровым. Родиться недоношенным. Родиться в июне, в год тигра. Родиться в семье музыкантов. Сегодня у подруги родился сын. Стать кем-либо, по национальности, месту появления на свет, социальному статусу с момента рождения. Родиться русским, французом. Родиться москвичом. Родиться крестьянкой, княжной. Оказаться предназначенным для чего-либо, обладающим какой-либо способностью от рождения: Родиться для счастья. Родиться для свободы. Родиться для поэзии. Родиться художником. Родиться мечтателем, героем. Возникнуть - возникать, появиться - появляться. После матча родился слух о подкупе судьи. Идея создания музея родилась несколько лет назад. Стиль рококо родился во Франции. На глазах рождаются новые традиции. Вырасти - вырастать, давая урожай, плоды. В прошлом году урожай родился богатый. В лесу родилась елочка. Рождать или рожать: родить, раживать что, кого; о животных: размножаясь, плодясь, производить себе подобных; о растениях и почве: давать урожай, семенем, плодами или иным чем, производить живою, растительною силою; о случае, деле: причинять, быть причиною чего. Рождать, родить более говорят в переносном значении, о силе производительной, причинной; рожать, родить, о родах утробою, о силе женской, почему здесь родить принимает значенье однократности. О животных: более говорят приносить, метать, а затем еще, по роду животного: телиться, жеребиться, котиться, щениться, ягниться, козиться, пороситься и прочее. Зачем было тебе и на свет родиться. В.И.Даль Брань-привет Все пословицы со словом Родить - родиться В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка | |
| |
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |