Родиться это
24.12.2024, 16:35

Зачем было тебе и на свет родиться. В.И.Даль Брань-привет. 

Родить - рожать: произвести - производить на свет младенца - детеныша).

Производитель действия в этом случае – женщина.

Скоро родит, эка пузанка, да йешшо скажут: з брюхом.

Родит рожаница, вымоют ребёнка с какими-то словами.

Родит, дак подрушки-ти, да суседи, да свои скажут: «Нать сходить на кашу».

О четвёртом углу Богородица стоит, сына рождайет: о двенаццати апостолах, о четырёх йевангелистах: Марк, Матвей, Лука, Иван згонят врага в огненную реку.

Субъектом действия может быть и самка животного:

Ночью как зарожат, тряпку кину, на тряпки родит (о кошке).

Во хлеф Мурку заперла, пускай там рожат.

Медветь – он родит через гот.

Кошка котицца, и офца котицца; корова телицца; собака вроде рожат; лошадь жэребицца. Они на льду родя́т - (тюлени).

Интересно, что производителем действия может быть земноводное, птица или рыба:

 Змеи, они не рожают на земли, з дерева.

Не могла родить яйцо (курица).

Сёмга толста, когда она родит, у йей бело мясо, слабенька, пуста така.

Субъектом действия могут становиться и родовые пути женщины:

Пошто -то роды не могли у йей родить, да жывотʼм выняли йей (о кесаревом сечении).

Родившийся ребенок характеризуется с точки зрения пола (родить девочьку, парня); количества (родить двойников), законности - незаконности рождения (родить выблядка, родить незаконно).

Важными обстоятельствами рождения считается место рождения: родить в лесу, в хлеву, в бане, в избе; а также социальный статус роженицы: родить бесчестно.

Естественные роды противопоставляются родам с хирургическим вмешательством; последние описываются сочетанием: кесаревым родить.

Событие, описывающееся глаголом родить - рожать, может оцениваться количественно: Людно матинка родила (о большом количестве детей).

С основным значением глагола родить - рожать связано конверсивное употребление глагола:

Родить – помочь принять роды у кого-нибудь: У нас ф прошлом годе старушка была, она большэ ста лет прожыла, дак скольких родила (приняла роды).

Дать (давать) начало чему-нибудь, создать (создавать) что-нибудь.

Субъектом действия в данном случае может быть Господь как высшая созидательная сила:

Наверно Госпоть родил нам дутки-то эти (растения с мясистым стеблем, которые ели в голодные годы).

Человек, созданный по образу и подобию Божьему, также обладает способностью созидать:

Квас? Я сёдня йево родила.

Во своих людях, а вот сколько родиж добра, скоты бессовесны (сделать добро).

Так как человек создает предметы рукотворным образом, функция субъекта действия переносится на руки:

Да веть у кого как рука родит: у кого красиво, а у кого смотреть неохота.

Деловой такой, путёвой, рука фсё родит.

Говорят, как руцьки родят, так ы плецьки сносят (об одежде).

Созидательной силой обладает и слово. Умение хорошо, складно говорить описывается фраземой: слово слово родит:

Та-от проходна баба. Она много знат. У йей как-то слово слово родит.

Умение видеть взаимосвязи между событиями и их следствиями дает возможность употреблять в качестве субъекта действия абстрактные имена:  Нужда ум родит.

Употребление глагола «родить» в значении ‘вспомнить’ связано с представлением о созидательной силе человека, способной рождать, производить не только материальные предметы, но и нематериальные сущности, что может быть перенесено и на воспоминания:

Не знай, не рожу (не вспомню) – помоги.

Думается, что здесь может подчеркиваться и трудность процесса воспоминания, сопоставимая с трудностью рождения ребенка.

Принести (приносить) плоды, урожай.

В качестве субъекта действия, как и в литературном языке, часто используется слово земля и обозначения земельных наделов (пожня).

Земля мяхка у них, фсё рожайет.

Старались, штоп свои пожни рожали.

Земёлка, так она у йей ницё не рожайет, не удобрёна-то.

Нынь начяла земля родить хорошо.

Крофь на земли – дак не родид земля-то.

Глагол родить - рожать может употребляться и без конкретного субъекта:

Фсё родило,фсё пахалось (о полях).

Как субъект действия могут использоваться слова лес, природа:

Сечяз жэ лес худо рожайет. Природа не дават, не рожат.

В отличие от литературного языка, субъектом действия могут быть наименования любых растений:

А копуста хороша рожала.

Йесли трава выцветёт, на будущий гот снова рожадь будет.

Огурцы-то хорошо рожали, а щяс нет.

Кедра не ф кажной гот орехи рожала.

А смородина давно посажэна, прошлой гот перестала родить.

Хороша малина – та, што сама родит.

Вишня у меня не родит, слива вот родит.

Сецяс картошка не боица, а когда цветёт и убьёт морозом, то не родит.

Родиться – рождаться: появиться (появляться) на свет.

Чаще всего употребляется по отношению к людям:

От хорошых родителей и хорошы дети родяца.

У меня млатшы братики рожались.

Придём в дом и славим: «Христос рожайецце и славицце».

 Теперь фсе празники возобновили, родица кто, за попом йездят.

Так ы идёт фсё, умирают, рожаюцця, так из векоф ыдёт.

Человек рожайеца, и ангелы присужают тому угореть, тому утонуть, тому в аварию попасть.

На том свет стоит, фсё умирают, молоды рожаюца.  Ненцы здесь не рожались, прийезжыйе.

Зафиксированы употребления глагола по отношению к животным, но только в пословицах:

От мухи слон не родица – такийе приговорки смешны да дурны.

Сорока да ворона в одно перо родяцца (о похожем характере).

Единично встречается употребление глагола родиться по отношению к червякам:

Червяки родяца – сйедают капусту.

При рождении младенца обращают внимание на то, какой он родился: слабый, мёртвый, больной, здоровый. Слабый родица, так помрёт, а кто здоровый родица, так уш и не болеет никогда.

А парнёк мёртвой рожался.

Рожаюцца и больныйе.

Врожденная болезнь приходит в мир вместе с младенцем:

То з заячьйей губой рожаюцца.

Поэтому о больном человеке говорят, что он от роду такой:

От роду родилась такая.

При описании врожденной болезни субъектом процесса рождения может стать нездоровая часть тела: Позвоночьник такой родилсе.

Надо сказать, что и при описании врожденных свойств и качеств человека может говориться, что они родились сами (вместе с человеком или внутри него):

Марья Ивановна песельница, фсё родилоси (голос, слух…).

Впереди человека может родиться его счастье:

А котора оторви да брось, щасьйе фпереди себя родицце.

Младенец оценивается как: непутёвый, неразумный, дикий; то есть, не принятый в социум, не наученный нормам человеческого поведения.

Непутёвыйе родюца (дети).

Дети рожаюцца неразумныйе, дикийе.

Важны обстоятельства рождения: время (канун праздника, в ноябре, при этой власти), место (в этом дому, в Явзоры), социальный статус (сколотно родиться, не так родиться).

Важно также положение младенца при родах: головой или ногами вперед. В говорах фиксируется ненормальное положение младенца:

Один был жывой, да тожэ ношками родился.

Если младенец рождается в остатках околоплодного пузыря, говорят, что он в рубашке, пупоне, попонке родился:

В рубашке родился – дак это щястье.

Родила-то она ф пупоне мальцика.

Ф попонке родилась – щяслива.

Подчеркивается, от кого родился младенец:

Од дефки рожалса, вот и прозвали.

Да у йей мальцик рожался от Михаила, умер, замуцили, наверно.

Фразема «не от дуба родился» подчеркивает обязательное наличие у ребенка биологического отца:

А как не бабушка, за кого шла, не од дуба родился Петя-то.

Важно также, в кого родился ребенок, т.е. на кого он похож/не похож:

Ф чюжых не рождаюцца, фсё ф своих (о сходстве детей и родственников).

Сестра ф сестру не родице, не одинакийе.

В народной культуре особенно значимым было и каким по счету рождается младенец, особенно выделялись первые и последние дети в семье, о которых говорят, что они «родились с краю»: Родицца с краю (о первых и последних детях).

Рождение человека неразрывно связано со стремлением угадать его судьбу:

Мама заревёт: «Ой, дефка, дефка, на муку жэ ты родилася!».

Пословицы подчеркивают важное для народного соз нания тождество человека самому себе:

Раньшэ какой родился, такой и за стол садился.

Рождаются, выходя из родовых путей, плацента (сголовье, детское место, послед) и околоплодные воды:

А тожо-ка не рожалось это зголовьё. У йей фпереди нацяло рожацце децко место.

Как мордочька появицца, так обдуйеш, штоб не задохся (теленок), рубашка и послет рожайецца.

У неё воды не рождаюца.

Можно выделить как отдельное подзначение глагола родиться ‘становиться, приобретать какие-нибудь свойства.

А дальшэ – Кривой, а там – Неродимой руцеёк – мал, не родился большой.

‘появиться (появляться), возникнуть (возникать)’.

Это переносное значение связано в первую очередь с созидательной силой человека:

Матёра кринка, пирого ў трицать рожалось. У них и песни не рожались.

Грязно жыть неохота, и чисто никак не родицце.

Таг два метра только привезли матерьяла-то, платьйе не родилось.

Портно у нас родицца.

Суслоноф-то 50 родицце.

Ис кряжа чюрки три рожайеца.

Ис кудели мот рожайецце.

Оно и фкусно рожайеца, испекёце.

Беремя несли, 62 веника родилось.

Зеркало старинно, стогодово, до меня кажэца родилось.

У них и песни не рожались.

По аналогии со вторым значением глагола родить/родиться, созидательные функции переносятся на руки человека. Разница только в том, что возвратный глагол родиться/рождаться описывает этот процесс как исподволь происходящий:

Стулья, тубаретки делал, вопще в руках фсё родица у нево. У негоь фсё в руках рожайеця.

Характеристика и в руках, и в щеках всё родится описывает идеального, с точки зрения народной культуры, человека, который умеет хорошо потрудиться и хорошо поесть:

О ней говорили: «У этой в руках и ф шчоках фсё родица».

Глагол родиться может употребляться безлично:

У Лёни-то тожэ родиця такойе сказать.

По аналогии с человеком и тем, что он создает, рождаться могут и разные природные явления: дождь, луна, месяц.

Никаг дожжа не рожайецця, Господи ты помилуй. Не родился ле какой дошш.

Луна-то она когда йесть, когда нету, потом опять рожайецца. Рождайецца месяц, когда луна, спали, можэд быть параличь.

Появление чего-либо после его отсутствия также воспринимается как рождение:

И не знали, шчо закрывайет – а потом и родилось, снова (солнце, о солнечном затмении).

Наступление праздника интерпретируется как рождение:

Рожэство рожайеця, звезда кружайеця, бапка шаньгами срежайеця, детка с печьки слезоват, кошелёк отрушыват, ребятам денешки достават.

 ‘вырасти (вырастать), дать (давать) урожай’.

Субъектом действия, как и у глагола родить/рожать, может быть природа в целом или отдельные растения: Затравили фсю природу, ничем не рожаица.

Яблоки-то у нас нерожаюцця.

Птицы щяс в лесе мало стало, ягот мало рожайецца.

Хлеп не каждый гот рожался. Не кажный гот рождаюця так ягоды.

Итак, проведенный анализ семантики глаголов родить/рожать и родиться/рождаться показывает, что значения эти глаголы развивают одинаковые.

Первое значение связано с появлением на свет человека или животного,

второе – с появлением предмета материального или нематериального,

третье – с плодородной функцией земли и растений.

Земля у всех народов обожествляется, мифологизируется, а в своей основной функции уподобляется женщине, которая зачинает и вынашивает плод.

Данное значение сопоставимо с существующим в литературном языке, разница только в том, что для описания данного значения использует приставочный глагол (картошка уродилась).

В говорах такое значение развивают бесприставочные возвратные и невозвратные глаголы. Получается, что и природа в целом, и любое животное и растение наделены продуцирующей силой и имеют способность рождать, давать урожай.

Второе значение, метафорическое, можно описать как ‘возникать, появляться’. По приведенным примерам видно, как широк круг явлений, которые в народной культуре воспринимаются как созидаемые (можно родить квас, добро; родиться могут полотно, пироги, песня, чистота).

Итак, созидательной силой наделены Бог-Творец, и сам человек, все явления природы и вещи, которые его окружают, что говорит о мифологическом восприятии мира и важности концепта рождения в нем.

Родить: рожу, родиться, рождать – церковнославянского происхождения. Русское: родить; украинское: родити; древне-русское: родити, рожу; старославянское: родити, рождѫ γεννᾶν, τίκτειν, итер. Раждати; болгарское: родя́; сербохорватское: родити; словенское: rodíti; чешское: roditi; словацкое: rоdit᾽; польское: rodzić; верхне-лужское: rodźić; нижне-лужское: roźiśю

Роди́ться: рожу́сь, роди́шься, прошлое -  роди́лся и родился́, родила́сь и роди́лась, родило́сь и роди́лось;

Появиться на свет путем родов.

Родиться здоровым. Родиться недоношенным. Родиться в июне, в год тигра. Родиться в семье музыкантов. Сегодня у подруги родился сын.

Стать кем-либо, по национальности, месту появления на свет, социальному статусу с момента рождения.

Родиться русским, французом. Родиться москвичом. Родиться крестьянкой, княжной.

Оказаться предназначенным для чего-либо, обладающим какой-либо способностью от рождения: Родиться для счастья. Родиться для свободы. Родиться для поэзии. Родиться художником. Родиться мечтателем, героем.

Возникнуть - возникать, появиться - появляться.

После матча родился слух о подкупе судьи. Идея создания музея родилась несколько лет назад. Стиль рококо родился во Франции. На глазах рождаются новые традиции.

Вырасти - вырастать, давая урожай, плоды.

В прошлом году урожай родился богатый. В лесу родилась елочка.

Рождать или рожать: родить, раживать что, кого;

о животных: размножаясь, плодясь, производить себе подобных;

о растениях и почве: давать урожай, семенем, плодами или иным чем, производить живою, растительною силою;

о случае, деле: причинять, быть причиною чего.

Рождать, родить более говорят в переносном значении, о силе производительной, причинной;

рожать, родить, о родах утробою, о силе женской, почему здесь родить принимает значенье однократности.

О животных: более говорят приносить, метать, а затем еще, по роду животного: телиться, жеребиться, котиться, щениться, ягниться, козиться, пороситься и прочее.

Зачем было тебе и на свет родиться. В.И.Даль Брань-привет                    Все пословицы со словом Родить - родиться 

В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Категория: Р.Что значит слово | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: Русь мудра, родиться это, К пословицам, Что значит слово
Просмотров: 70 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar