01.11.2024, 06:36 | |
Было времечко, целовали нас (детей) в темечко; а теперь в уста, да и то ради Христа В.И.Даль Былое - будущее Слово "цѣловати" известно в древнерусском языке с века. Целование изначально было жестом, выражающим благодарность, приветствие, дружелюбие. А такие жесты обычно связывались с пожеланием здоровья. Отсюда и название, отнесенное к слову "целый", то есть невредимый, здоровый. Сравнить: здороваться - желать здоровья. Следовательно: целовать – желать целостности. О поцелуе Слово "поцелуй" образовалось от глагола "целовать" с добавленной приставкой "по-". В самих словах «поцелуй» и «целовать» заключено пожелание быть целым, цельным. Характерно, что этот жест часто сопровождался пожеланием здоровья. В народе поцелуй — средство разрушения колдовства и злых чар (вспомним, например, сказку о спящей красавице). Да и в наше время для того, чтобы утешить, «исцелить» ребенка, ему до сих пор целуют ушибленное место. Прикосновение губ ассоциировалось с материнским присутствием и заботой. Со временем женщины стали целовать малышей в темечко, ведь пока темечко не заросло, остается открытым доступ матери к душе ребенка, к его самому сокровенному – ДУХУ, что живит все живое. Ребенок же с этими поцелуями воспринимает силу любви материнской, как силу Создателя, что сотворил его физическое тело. И сила этой любви будет сопровождать его через всю его жизнь. Что может быть более великим, чем любовь матери – отца? А с любовью родительской, кто бывает слаб? В жизни? Когда мать – отец, целуя ребенка в темечко, не происходит ли обмен душами? Я думаю, да. Происходит. Результат: ребенок имеет силу ТРЕХ! Душ. А мать и отец, имеют душу ребенка своего в душе своей. Вот вам и сила родственных связей. Слияние душ. Жители древней Руси считали отверстия человеческого тела незащищенными вратами, в которые так и норовит проникнуть разная нечисть. По этой причине уши защищали серьгами - амулетами. Глаза девицы стыдливо опускали долу, чтобы всякий соблазн не проник в эти отверстия. О поцелуе Точно так же относились и к рту. Древние славяне тщательно оберегали свои уста и не позволяли другим к ним прикасаться, чтобы не нарушить целостности своего внутреннего мира. Телесная оболочка воспринималась язычниками как некий барьер, отделяющий внутренний мир человека от окружающей его вселенной. В первые века н.э. поцелуй применялся славянами как некое ритуальное действие. Самой страшной клятвой считалось целование (впоследствии поедание) земли. Если человек поцеловал горсть земли, а затем нарушил закрепленную таким образом клятву, ему следовало готовиться к самой страшной каре, какую только можно себе представить. Почтение у древних русичей обычно выражалось поклоном. Супруги в знак нежности и ласки прижимались друг к другу, обнимались. Некоторые языковеды считают, что слово «поцелуй» возникло от глагола «целовать». Правда, на Руси это звучало как «целовати». Есть и другое мнение, согласно которому слово «целовать» произошло от прилагательного «целый». А в древности это слово было ничем иным, как синонимом прилагательного «здоровый». Если подумать, то и сегодня во время каких-то происшествий у пострадавшего нередко спрашивают: «Ну, как ты? Ты цел?». Если остановиться на этом варианте, то понятно, что «целовати» является не просто прикосновением губами, а пожеланием здоровья. Не зря люди целовали уходящих в бой или на охоту, ведь им обязательно нужно было остаться целыми, здоровыми и вернуться домой. Тогда становится понятным, почему глава семьи велел жене целовать гостей. Странный по сегодняшним меркам ритуал означал пожелание здоровья и счастья. А так как здоровье нужно было всем, и от этого зависела и безопасность семьи, жены безропотно расцеловывали всех приглашенных на пир или просто в гости.
Иван Забелин сравнивает его с «языческим поклонением», ибо, еще в далекие языческие времена, древние славяне старались задобрить богов и совершали жертвоприношения. Также люди вели себя и по отношению к гостям, предлагая им поцелуй и вкусные яства. После окончания застолья, к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. а тот человек, который по каким-то причинам не желала лобызаться с хозяйкой, мог быть с позором изгнан из дома. Барон Майерберг, побывавший в Москве в году, составил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей. О поцелуе Когда было принято христианство, отношение к поцелую немного изменилось. Например, практика «святого целования» во время Пасхи олицетворяла единение людей, общую любовь и счастье по поводу Воскресения Христова. Целуя икону, люди совершали религиозный обряд, подтверждая свою преданность Господу. Что касается друзей, родственников, знакомых и уже упоминаемых выше гостей, то в этом случае поцелуи остались своеобразным выражением любви, пожеланием счастья. Еще в берестяных грамотах есть ответ на этот вопрос. Там можно прочитать о двух видах обращения, а именно о «поклонянии» и «целовьи». С поклоном все понятно, то был признак вежливого обращения, принятого в обществе. А вот целование всегда было, и, пожалуй, останется самым глубокоуважаемым способом, для выражения любви и преданности. Со временем, и под влиянием иностранцев, брезгливость уступила место новым чувствам. Теперь целовали в знак благодарности, дружелюбия и любви, наконец. На Руси появилось много новых обрядов, связанных с поцелуями. Но глубоких древнеримских поцелуев не знали вплоть до татаро - монгольского нашествия, когда темпераментные кочевники быстро обучили русских красавиц этому виду ласк. На Руси глубокий поцелуй долгое время так и назывался «татарским». Более искусными в поцелуях русские стали уже в XVII-XIX веках, когда иностранные веяния стали проявляться все сильнее. Галантные дамы и кавалеры при дворе русских императоров не уступали по мастерству известным фавориткам и миньонам французских королей. А между тем, использование в семье поцелуев Родители - Дети, является наиважнейшим показателем будущей уверенности человека в себе самом, своих силах; оттого и дальнейшие успехи - неуспехи происходят в его жизни. Целованные дети чаще вырастают более успешными, чем нецелованные. У нецелованных детей нет в себе ни уверенности, ни силы, преодолеть эту неуверенность... Принято говорить: нет некрасивых женщин. есть недолюбленные. И это - так. И это - относится и к мужчинам тоже. Просто мужчины об этом молчат. Ибо на протяжении нескольких поколений им с детства твердят: целоваться- не мужское дело. Целовать мужчину - позорно. Вы - ГЕИ! Так вот и вырастают у нас мальчики, не имеющие силы родительской, ласки родительской... Еще больше - отцовской... Так и получаются у нас, тетёхи, а не мужики... И это - целенаправленная работа. Которая ведется давно, терпеливо и методически правильно. С их стороны. Для них - правильно. Для нас - погибельно... Кроме дружеских, родственных и внутрисемейных, существовали и поцелуи, демонстрирующие уважение. Гостевой поцелуй — поцелуй особый, наполненный большим смыслом, поскольку гость в Древней Руси — это посланец судьбы, могущий как улучшить, так и ухудшить жизнь хозяев. О поцелуе Троекратным поцелуем встречали дорогих гостей. Скромным чмоком в щечку благодарили в XVI веке хозяйку дома за гостеприимство, радушие и вкусное угощение (целовальный обряд). В древнем дипломатическом церемониале важную роль играло целование государевой руки. В России, как и на Востоке, у тех, кто пользовался особым уважением, в старину лобызали руку или даже ногу. Более низкий в социальном отношении человек мог поцеловать вышестоящего также в плечо, а более высокий более низкого (во всех смыслах) — в голову. Приложиться к руке царя - батюшки считалось невероятной честью. И представители нехристианских государств были её лишены. Ритуальные поцелуи и объятия имели место и между воинами, идущими на бой. После воодушевляющей речи командующего солдаты потрясали оружием, кричали «ура», обнимались и целовались, проявляя таким образом братскую любовь и надежду увидеться после сражения. В отдельных регионах существовал свадебный обычай поцелуя невесты и свекрови. Новоиспечённая жена и мать её супруга должны были обменяться поцелуями в области сердца друг друга. Считалось, что после сердечного поцелуя женщины, которым придётся теперь жить под одной крышей, не будут ссориться. Заморские гости приносили на Русь и новые традиции, но они тяжело приживались. К поцелую в губы славяне долго относились брезгливо и с опаской. Жители древней Руси наверняка могли наблюдать поцелуи у представителей других народов, но сами стали их применять приблизительно с X-XI веков с принятием христианства. Новая вера научила русских этому виду примирения со своим ближним. Поцелуи широко применялись именно в церковной среде. Вспомнить хотя бы обряды целования креста, икон, руки патриарха. О поцелуе
Было времечко, целовали нас (детей) в темечко; а теперь в уста, да и то ради Христа В.И.Даль Былое - будущее | |
| |
Просмотров: 104 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |