15.03.2025, 09:18 | |
Пастушеский рожок, деревянный, изготавливают из берёзы, преимущественно из бересты, клёна или можжевельника. Музыканты, играющие на рожке и рожковых музыкальных инструментах называются рожечниками. Рожечники иногда образуют ансамбли. Пастуший рожок имеет конический ствол, заканчивающийся раструбом, с игровыми отверстиями, пятью сверху и одним снизу. Мундштук в виде небольшого углубления вырезается в верхнем конце ствола. Материалами для изготовления рожка служат берёза, клён или можжевельник. Наилучшими звуковыми качествами, по утверждению музыкантов, обладают можжевеловые рожки. В старину их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Выделяют два типа рожка. Ансамблевые разновидности рожка: малый, называемый в народе «визгунок», и большой, так называемый «бас». Они всегда настроены один относительно другого в октаву и имеют максимально и минимально возможный размер. Для малого рожка это 360 мм, а большой в два раза длиннее. Для сольной игры обычно используется рожок средних размеров, в народе называемый «полубасок». Его длина составляет 500—600 мм. В зависимости от ареала распространения и акустического принципа рожки на территории России подразделяются на курские, ярославские, костромские, владимирские. Как музыкальный инструмент рожок использовался преимущественно в Тверской и Владимирской губерниях, где в XVIII веке выдвинулись искусные мастера игры — рожечники. Владимирский рожок. Славу владимирскому рожку создал хор владимирских рожечников. Сначала хор, которым руководил Николай Васильевич Кондратьев (1843—1936), выступал на гуляньях и свадьбах в деревнях Ковровского уезда; в 1882 году его услышал на Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде антрепенер А. И. Картавов и пригласил их в Санкт-Петербург, где выступление хора получило высокую оценку А. П. Бородина. В Петергофе музыкантов слушал Александр III. В 1884 году хор ковровских рожечников выехал за границу; выступал в Берлине, Брюсселе, Гааге, Париже. Владимирские музыканты-рожечники хора были необычно одеты: в плащах-накидках, в высоких лаковых сапогах и в черных с высокими тульями цилиндрических шляпах. «Хор владимирских рожечников, — как писали тогда в газетах, — имел бешеный успех». В 1910 году наигрыши хора рожечников были записаны на граммофонные пластинки. С 1932 года хором стал руководить А. В. Сулимов. | |
| |
Просмотров: 24 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |