15.03.2025, 16:45 | |
Простейшими деревянными музыкальными приспособлениями, помогающими отбивать ритм, славяне пользовались испокон веков. Это был инструмент пастухов, воинов, охотников, обычного сельского люда, с ложками справляли праздники, проводили ритуалы, обряды. У всех народах мира с древности, существовал обычай во время пляски или ритуалов, притопывать, прихлопывать… а игра на ложках, утверждала и усиливала звуки пляски, создавала лад в групповых плясовых формах. Ложкарь: человек, играющий на ложках, извлекает звуки, используя разнообразные приемы: простейшие – доступные новичкам или сложные – это уже к опытным ложкарям относится. Наименования приемов игры на ложках: хлопушка, тремоло, двойное тремоло, дробь, скольжение, трещетка. Ложкарь использует от 2 до 5 ложек, из которых одна — большая. Большую ложку зажимают за рукоять в голенище сапога, остальные держат между пальцами одной или обеих рук. Чаще всего исполнитель использует 3 ложки, 2 из которых закладывает между пальцами левой руки, а 3-ю берёт в правую руку. Удары производит 3-й ложкой по 2-м ложкам левой руки. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога. Звук извлекается путём ударения друг о друга выпуклых сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. В Белоруссии при игре традиционно используют только пару ложек. Обычно для удобства удары производят на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Ложки могут быть использованы вместе с рубелем. Ложки как ударный инструмент, отличаются от обыкновенной столовой ложки более значительной толщиной, более высокой прочностью, более качественным звучанием. Изначально ложки изготавливались вручную. На изготовление этих ложек идут самые лучшие породы дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Некоторым исполнителям нравиться развешивать на ложках всевозможные колокольчики и бубенчики., что, без сомнения, усиливает и разнообразит звучание. Музыкальные ложки подразделяются на: Ложка с колокольчиками: к рукоятке такой ложки прикрепляются маленькие колокольчики, которые позванивают во время игры. Саб ложки: это две ложки, скрепленные ремешком в области окончания рукоятки, и сложены они выпуклой частью одна к другой. Ложка с бубенцом: эта ложка имеет черпак крупнее, чем у других ложек, потому как в черпачок крепится бубенец, в основании самой рукояти. Веерные ложки: набор из пяти ложек, скрепленных на одной округлой планке, веером, в каждой из ложек-бубенец. Игра на таких ложках ведется отдельной, шестой ложкой, используемой как ударник по выпуклостям набора ложек на планке. Ложки на планке могут быть разными и по величине, и по материалу, из которого изготавливают ложки. Разные виды древесины издают разное звучание. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. | |
| |
Просмотров: 48 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |