Гармонь
16.03.2025, 17:10

 Ручные гармоники — музыкальные инструменты, составляющие основу семейства гармоник. Отличительными конструктивными особенностями подобных инструментов является наличие двух полукорпусов с клавиатурами, между которыми находится мех.

Небольшие по размеру и массе гармони во время игры удерживают в руках на весу, гармоники побольше устанавливают на колени в положении сидя или подвешивают за плечевые ремни в положении стоя.

Играют двумя руками, двигая левый или оба полукорпуса для разжатия и сжатия меха, что при одновременном нажатии клавиш приводит к поступлению воздуха на язычки гармоники и к их звучанию.

Все модели гармони, существующие на сегодняшний день, условно принято делить на два вида. К первому относятся одна их наиболее популярных среди музыкантов модель – «хромка», а также «русская венка» и «ливенка».

Общим для всех вышеперечисленных моделей является то, что при растяжении и сжатии мехов для всех кнопок инструмента сохраняется одинаковая высота звучания. Ко второму типу относятся тульская гармонь, вятская, «тальянка» и «черепашка».

Эти гармони отличаются тем, что при исполнении музыкальных композиций именно направление движения мехов определяет высоту извлекаемого звука.

В настоящее время в силу того, что у музыкантов имеется богатый выбор музыкальных инструментов от самых разных производителей, ручная гармонь не пользуется такой большой популярностью, как в прежние времена.

Доподлинно известно, что в период Великой Отечественной войны гармонь использовалась для поднятия боевого духа солдат. Именно поэтому уже с первого года войны инструмент огромными партиями поставляли на линию фронта.

Также в конце XX века Б.Б. Стаханов из ансамбля "Озорные переборы" создал первую в мире пятипальцевую систему игры на двухрядной хроматической гармони.

Наружные части

Правый полукорпус с клавиатурой на грифе. На правой клавиатуре исполняется мелодия.

Левый полукорпус с клавиатурой на самом корпусе. На левой клавиатуре исполняется аккомпанемент. У некоторых видов гармоник (например, саратовской) на левом полукорпусе, также как и на правом, есть гриф. Вместо клавиш могут располагаться рычаги наружных клапанов (например, у ливенской гармони). Оркестровые гармоники не имеют левой клавиатуры.

Мех (меховая камера) во время разжима и сжима изменяет свой объём. Воздушный поток то входит внутрь меха, то выходит из него, при этом возбуждая находящиеся на своём пути язычки. Складки меха называются боринами.

Ремни: Запястный ремень на левом полукорпусе — удерживает запястье левой руки во время отведения левого полукорпуса для разжима меха.

Плечевой ремень, надеваемый на правое плечо, удерживает правый полукорпус во время игры; если ремней два, то второй надевается на левое плечо.

У небольших гармоник может быть кистевой ремень и ремень в виде петельки для большого пальца.

Внутренние части полукорпусов

Механика левой и правой клавиатуры — система рычагов, преобразующих движение от нажатия кнопки в подъём клапана.

Клапаны — открывают и закрывают отверстия в деке.

Дека — пластина с отверстиями, на внутренней стороне которой установлены резонаторы; с наружной стороны деки располагаются клапаны и клавиатурная механика.

Резонаторы — образуют множество воздушных камер; в каждой камере находятся два язычка: один звучит на разжим, другой — на сжим меха. Резонатор устанавливается на деку таким образом, чтобы его отверстия (розетки) были герметично соединены с отверстиями в деке.

Голосовые планки с язычками — производят звук. Бывают кусковыми (с двумя язычками) и цельными (со множеством язычков). Герметично закрепляются на резонаторе.

Основной элемент в конструкции гармоник — голосовая планка. Она состоит из рамки (самой планки) и язычков. Язычок, колеблясь в проёме планки, издаёт звук определённого тона. Язычок издаёт звук при воздействии на него струи воздуха только в одном направлении — с той стороны, где язычок крепится к планке заклёпкой. В ручных гармониках направление воздуха при сжиме-разжиме мехов меняется, поэтому для одного звука необходимо два язычка одного тона: один язычок издаёт звук при разжиме меха, другой — при сжиме. Проём с противоположной стороны (от той стороны, где язычок закреплён заклёпкой) прикрывается проёмным клапаном (залогом), чтобы воздух не подходил к язычку с обратной, недействующей, стороны, то есть чтобы не было потери воздуха.

В годы Великой Отечественной войны. В конце лета 1941 года на фронт для поднятия боевого духа советских солдат было отправлено около 12 тыс. гармоней, а осенью того же года — уже более 60 тыс. согласно директиве Наркомата обороны.

Производство. В начале1970 -х годов в СССР существовало около 25 предприятий по выпуску гармоней, баянов и аккордеонов, на которых в 1971 году было изготовлено около 240 тыс. гармоней и 560 тыс. баянов и аккордеонов. данные Госплана СССР.                                                             

Производители

Шуйская гармонь (ОАО) — г. Шуя Ивановской области.

Тульская гармонь (ООО) — г. Тула.

Ганинская гармонная фабрика — г. Киров. Марки гармоней: «Восток», «Ивушка», «Огонёк».

Великоустюгская гармонная фабрика — г. Великий Устюг Вологодской области.

«Красный партизан» — фабрика ручных гармоник в г. Ленинграде. Основана в 1856 году Фёдором Мюльбахом как фортепианная фабрика. С 1957 года специализируется на выпуске аккордеонов.

Армавирская фабрика музыкальных инструментов — г. Армавир Краснодарского края. Марки гармоней: «Кубань».

На Украине

Житомирская фабрика музыкальных инструментов — г. Житомир. Марки гармоней: «Весна-2», «Марічка-3», «Ромашка».

В Белоруссии

Молодечненская фабрика музыкальных инструментов — г. Молодечно.

Виды. Русские региональные гармони

Гармонь. По сравнению с баяном или аккордеоном гармонь имеет несколько отличий:

Как правило, на гармони можно получать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков, как у гармони хромки.

Гармони могут иметь определённую тональность, например Ля, До, Ре, Фа — это означает тональность мажорной гаммы (у некоторых гармоней — минорной гаммы), которую можно извлекать на гармони.

Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).

Меньшие размеры (габариты).

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов.

К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» - самая распространённая в наше время.

Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

Саратовская. Отличается наличием колокольчиков. Подробности в статье Саратовская гармонь

Ливенская. Имеет очень длинную меховую камеру. Подробности в статье Ливенская гармонь.

Тальянка. Тальянками называли различные виды русских гармоней: вологодские, вятские, бологоевские и новоржевские.

Другие виды: Вятская, елецкая рояльная, кирилловская, вологодская, черепашка, венская (венка, русского и немецкого строя), бологоевская, новоржевская (псковская резуха), тагильская, петербуржская гармонь (петроградка) и другие.

Гармонь хромка. Является наиболее распространённым видом диатонической гармоники в России.

Баян — хроматический инструмент, получивший широкое распространение в России. Под названием «хроматический кнопочный аккордеон» и с другими видами раскладки клавиатуры применяется в разных странах.

Гармоники народов России и республик СССР

Поволжье; Марла-кармонь — марийская семиклавишная однорядная гармонь.

Кога-кармонь (марийское название), кубос (чувашское название) — двухрядная гармоника.

Татарская гармоника (тальян гармун) — с клавиатурой 12×3 и 16×21 (называемая у татар «венский»). Изготавливалась на фабрике в Казани (столица Республики Татарстан) примерно с конца 1930-х годов.

Восточный (ориентальный) баян — с фортепианной правой клавиатурой, в левой басо-аккордовой клавиатуре 24 или 32 кнопки. Изготавливался в Казани с 1936 года.

Восточная выборная гармоника (баян) — с фортепианной правой клавиатурой, в левой клавиатуре 30 выборных кнопок. Производилась в Казани с 9611 года.

Кавказ: Комуз (кумыкское название арган, также «азиатская» или «восточная» гармоника) — однорядная диатоническая гармоника. Завезена в Дагестан в XIX веке русскими солдатами. В правой клавиатуре 21 клавиша продолговатой формы. В левой клавиатуре 12 кнопок: в одном вертикальном ряду басовые кнопки, в другом соответствующие им кнопки трезвучий. Была распространена в Дагестанской АССР и Чечено-Ингушской АССР. Серийное производство началось в середине1930 -х в городах Владикавказ (Северная Осетия), Армавир (Краснодарский край), Тбилиси (Грузия). Раньше на комузе играли только женщины, инструмент даже входил в приданое невест, сейчас играют и мужчины.

Пшинэ — появилась в Адыгее и Кабардино-Балкарии во второй половине XIX века (одновременно с комузом, отличалась от него только ограниченным аккомпанементом). Создана на основе вятской гармоники. На правой клавиатуре 12, 16 или 18 клавиш, составляющих гамму в натуральном мажоре. На левом грифе (выносном барабане) 4 клапана аккомпанемента. Серийно изготавливалась на фабрике в г. Нальчике (столица Кабардино-Балкарии) с 1935 года, которая закрылась после Великой Отечественной войны.

Ирон-кандзал-фандыр — осетинская гармоника, по конструкции и строю аналогичная комузу или пшинэ.

Грузинская гармонь (дол-гармони).

Аккордеон — хроматическая ручная гармоника, изобретённая и получившая широкое распространение в Европе. В русской традиции аккордеоном принято называть инструменты с правой клавиатурой фортепианного типа.

Категория: Русские народные музыкальные инструменты | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: Русь мудра, К пословицам, гармонь, Русские народные музыкальные инстру
Просмотров: 37 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar