16.03.2025, 17:18 | |
К бубну могут прикрепляться дополнительные звенящие и шумящие элементы (побрякушки и погремушки): Двойные тарелочки, закреплённые на стержнях в прорезях обечайки — на оркестровом бубне, пандейру, арабском рике. Бубенцы, колокольчики, металлические пластинки. Колечки — на дафе и дойре. Мембрана изготавливается из пергаментной кожи различных животных (например телёнка) или из синтетических материалов. К обечайке она прикрепляется с помощью клея, тесьмы и гвоздиков, либо при помощи системы винтовых обручей. На шаманских бубнах мембрана фиксируется путём её стягивания на обратной стороне инструмента. Игра на бубне характерна прежде всего для народной музыки юга и запада России и близка к аналогичной традиции в украинской народной музыке. Звукоизвлечение производится либо с помощью ударов палочки, либо непосредственно ударами руки по мембране. Внутри неширокой деревянной обечайки подвешены колокольчики. Игра в бубен аккомпанирует игре на других музыкальных инструментах — балалайке, скрипке, гармони; несмотря на простоту звукоизвлечения, на данном инструменте возможна виртуозная игра и использование приёмов, придающих выразительность музыке: к примеру, тремоло или гудящий звук, извлекаемый трением пальца/палочки о мембрану. Однако в оркестрах русских народных инструментов бубны не получили распространения, да и в целом традиция игры на бубен близка к вымиранию, и записей этой традиции практически нет. В древнерусском языке слово «бубен», по-видимому, обозначало не только рассматриваемый здесь инструмент, но и мембранофоны в принципе. Бубны были распространённым инструментом в древнерусском войске наряду с трубами, и вместе с ними, а также со стягами давали представление о мощи княжеского ополчения. Кроме того, бубен бытовал среди скоморохов и вожаков медведей. Древнерусский бубен/барабан представлял собой инструмент, состоявший из натянутой на обечайку кожаной мембраной, звукоизвлечение которого производилось палочкой с деревянной рукояткой и ременной плетью с закреплённом на ней шариком-вощагой. Бубен представлен на множестве изобразительных источников Древней и Московской Руси, притом не только на миниатюрах в манускриптах: так, в 1954 году при раскопках детинца в Волковыске (Беларусь) в культурных слоях, датирующихся XI—XII веками, была найдена костяная фигурка музыканта-бубниста/барабанщика. Изображённый инструмент внешне напоминает барабан, он обладает цилиндрическим корпусом с двумя мембранами, перевязанными тесьмой. В академической музыке, Ббубен солирует в третьей части второго фортепианного концерта Т. Хренникова. | |
| |
Просмотров: 30 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |