I. Изречения Священного Писания против пьянства Рим. 13:13. Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям, ни пьянству. Кор. :. Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или пьяницею. Кор. 5:11. Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы... Царствия Божия не наследуют.· Гал. 6:10. Дела плоти суть: прелюбодеяние... пьянство. Еф. 5:19. He упивайтесь вином, от которого бывает распутство. Ветхий Завет Притч. 21:17. Кто любит веселье – обеднеет, а кто любит вино тук – не разбогатеет. Притч. 2320:. He будь между упивающимися вином. Притч. 23:21. Пьяница и пресыщающийся обеднеют. Притч. 23:29–35. У кого вой, у кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. He смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как стоящий на верху мачты. И скажешь: били меня – мне не было больно; толкали меня – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же. Сир. 19:2. Вино и женщины развратят разумных. Сир. 26:10. Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама. Сир. 31:29. Против вина не показывайся храбрым, ибо многих погубило вино. Ездр. 3:18, 23. О, мужи! как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его. Оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом. И всякий ум превращает в веселие и радость, так что человек не понимает никакой печали и никакого долга. И когда опьянеют, не помнят о приязни к друзьям и братьям, и скоро обнажают мечи. А когда истрезвятся от вина, не помнят, что делали. Ис. 5:11, 12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры, и до позднего вечера разгорячают себя вином. Ис. 5:22. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток. Иоил. 1:5. Пробудитесь, пьяницы, плачьте и рыдайте, все пьющие вино. Древние русские писатели Преп. Феодосий Печерский. Пьянством Ангела-Хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, так что пьяный остается уже без наблюдения бесовского, ибо сам он делается бесом. Никифор митр. Пьянство – дочь дьявола. Пьянство – матерь всякой злобы и всякой нечистоты и блуда. Владимир Мономах. Остерегайтесь лжи и пьянства: в этих пороках душа и тело погибают. Даниил Заточник. Дети убегают от урода, а Господь от пьяного человека. Павел Высокий, монах. В пьянстве скрывается четыре беса: бес, наводящий мысли ко злу, второй бес – блудный, третий – побуждающий к ссоре и драке и четвертый – соблазняющий на всякий грех. Св. Алексий, митр. москов. Пьянство погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делает бессильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отдаляет его от Бога и доводит до нищеты душевной и телесной. Св. Кирилл Белозерский. Чтобы корчмы в твоей отчине не было, от нее великая пагуба душам; христиане пропиваются, а души их гибнут (из письма к кн. Андрею Можайскому). Из Домостроя. Берегись пьянственного недуга, от этого порока вечное зло. Когда зван будешь на свадьбу, не моги упиваться до пьянства, ни поздно сидеть, потому что во многом пьянстве и в долгом сидении бывает брань, и ссора, и бой, и, случаем, кровопролитие. Из Стоглава. Пьянство и праздность, и играние – вечному злу начало есть и погубление. Гавриил Демецкий, архим. Больше людей гибнет от пьянства, нежели на войне, и как человеку быть здоровым, когда у него в голове все перемешается, точно в котле, а в желудке все киснет, и бедная душа как бы в воде утопает. Что за удовольствие добровольно себя мучить и природу свою насиловать? Что за наслаждение – пить и напиваться; потом спать и снова с похмелья делаться пьяным?.. Антоний Подольский, инок. У дьявола есть такой обычай: он склоняет нас употреблять водку и всякое опьяняющее питие сначала не для опьянения, а ради веселия, а потом, мало-помалу, доводит и до пьянства. А когда мы становимся его рабами, он тянет нас к вину, как бы насильно, понуждая пить распалением жажды к опьяняющему напитку. И если мы до конца жизни останемся в рабстве у этой привычки, то непременно погибнем и телом, и душой... Св. Димитрий Ростовский. Где пьянство, там диавол, там сквернословие и там демоны ликуют. Иван Посошков. Безмерное питие ничего доброго не приносит, но токмо приносит ума порушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть. Кто будет пить безвоздержно, тот всего себя погубит, а того ради всячески надобно потщиться как бы пьянство из народа поубавить. Св. Тихон Задонский. Привыкшим к сей пагубной страсти (к пьянству) надобно крепко вооружаться против мучительства ее, стоять, не поддаваться, молиться и призывать всесильную Божию помощь. Скаредный и вреднейший порок есть пьянство. Оно есть причина многих зол и душевных и телесных. Оно лишает тело крепости, а душу ничто так не губит, как пьянство. Никто так не угоден дьяволу, как в пьянстве пребывающий, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница. Новейшие церковные проповедники Сергий, митр. москов. Нет надобности разъяснять, как пагубна страсть к вину; ее разрушительные следы видны, к сожалению, повсюду. Сколько несчастных, которые вином расстроили свое здоровье и довели себя до преждевременной смерти!.. Сколько семейств, в которых вино поселило и поддерживает раздор между супругами, между родителями и детьми. Сколько страшных преступлений, которых послабляющею причиною было опьянение преступников!.. Толмачев Б., прот. Слово Божие отсылает ленивых к муравью, чтоб научить их трудолюбию, а пьяниц нужно отсылать к скотам, чтоб научить их воздержанию. Иоанн Кронштадтский, прот. Не достанет сил оплакать несчастий в том доме, где заведется пьяница: ад, истый ад делается в нем; каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дому, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство... Всякого больного можно лечить, а пьяницу и лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство... Вполне разделяю ту мысль, что пьянство – зло общественное, размеры которого страшно велики, и что истинные размеры этого зла мало известны нашей публике. Могу подтвердить это массою примеров, взятых из моей личной жизни. Ежедневно, в течение многих лет, ко мае приходят сотни людей с разных сторон нашей дорогой родины, люди различного общественного положения, вместе со мною молятся Всевышнему Творцу о спасении целых семейств, невидимо гибнущих от порока пьянства. Тяжело слышать вопли несчастных о помощи, и нет средств единичными усилиями помочь этим страдальцам. Во имя спасения ежегодных человеческих жертв пьянства, тысяч невинно гибнущих детей и слабых женщин, во имя спасения людей от преступления, пороков и безнравственности, порождаемых пьянством, во имя, наконец, общественного порядка и спокойствия каждого – необходимо дружное содействие всего русского общества к возвышению нравов народа. Байдаков В., прот. Пьяный, можно сказать, хуже всякого зверя, лютее дьявола. Зверь лютый свирепствует тогда, когда бывает голоден, а человек, когда напьется; сатана Бога боится, а пьяный не боится и Бога. Мнение неизвестных авторов * * * * * * – Почему ты воздерживаешься от вина? однажды кто-то спросил спартанца. – Потому, чтобы не иметь нужды в чужом уме, ответил тот. * * * От маленькой искры часто бывает пожар. Всякий пьяница не сразу делается пьяницей, а втягивается понемногу. Бойся горячих напитков, как огня геенского. * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Десять горьких гроздов пьянства (из соч. св. Димитрия Ростовского) Первый грозд его есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и каково бы ни случилось зло, безчестие ли, или побои, на завтра они ничего не помнят. Над таковыми исполняется писанное в Причтах: биша мя и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех. Второй грозд есть бесстыдство: пьяный никого не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи; уста его бывают подобны стоялищу скотскому, наполненному смрадною нечистотою, а язык – лопате, которою выбрасывают эту нечистоту... Что же другое сердце этого человека, как не вместилище многих зол, из которых не может ничего выходить, кроме зла, по слову Евангелия: злый человек от злого сокровища сердца своего износит злое: от избытка бо сердца глаголют уста его. Третий грозд с лозы пьянства есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны, свои или чужие, которые тщательно скрывал в глубине своей души, сохраняя их в молчании, когда был трезв. Этого мало: что давно уже прошло и предано забвению, и то он припоминает. И как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и тайны открывать: и то, и другое – и пища, и тайны в пьяном не держатся. Четвертый грозд содомской лозы пьянства есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает Апостол: не упивайтеся вином, в нем же есть блуд. Пятый грозд, полный яда змеиного, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития. Упившись вином, люди восстают с яростью друг против друга. Вот почему и говорит с укоризною Приточник: кому горе? кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающим ли в вине? и не назирающим ли, где пирове бывают?. И премудрый сын Сирахов увещевает: в вине не мужайся, многих бо погуби вино. Шестый желчный грозд с лозы пьянства есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть. Седьмый грозд – расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод: делатель пьяный, говорит сын Сирахов, не будет богат. Как много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету. Пример сему – блудный сын, описанный в Евангельской притче. Восьмой горький грозд – утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи. Какого греха трезвый гнушается, боится или стыдится, того самого греха не стыдится делать, не боится, не гнушается, когда бывает пьян. Есть повесть в книге Отечник (или Патерик) об одном египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет более тревожить его никакими искушениями, если он однажды сделает который-нибудь из трех грехов, и предлагал на выбор: убийство, блуд и пьянство... «Один какой-нибудь из них сделай», говорил бес, «или убей человека, или соблуди, или упейся однажды, и будешь после того жить в мире: я уже не буду искушать тебя никакими соблазнами». И рассуждал сам с собой пустынник так: «человека убить – страшно, ибо это большое зло и за него угрожает казнь смертная и по Божию, и по человеческому суду. Сотворить блуд – стыдно, да и жаль осквернить хранимую дотоле чистоту телесную: мерзко оскверниться человеку, когда он еще не познал этой скверны. А напиться однажды, кажется, небольшой грех: ведь человек скоро сном отрезвляется. Пойду напьюсь, чтоб бес не докучал мне больше, и чтобы после спокойно было жить в пустыне». И вот, взял он свое рукоделие, пошел в город, продал его, вошел в корчму и стал пить, и напился; по действию сатаны, пришлось ему разговаривать с одной бесстыдною женщиной, и он прельстился и согрешил с нею... Вдруг приходит муж сей женщины и, застав пустынника в грехе с нею, стал бить его, а он в свою очередь схватился с ним, одолел его и убил... И сделал. пустынник тот все три греха: блуд и убийство, а начал с пьянства! И те грехи, коих боялся и гнушался трезвый, – теперь без страха совершил, будучи пьян, и погубил многолетние труды свои... Так пьянство дерзает на все грехи и лишает спасения, погубляя добродетель. Хорошо о сем говорит св. Златоуст: «если в ком пьянство найдет и целомудрие, и стыдливость, и благоразумие, и кротость, и смиренномудрие, – оно все повергает в пучину законопреступления»! А человек, который чрез пьянство лишился всех добродетелей, разве не лишает себя спасения и не отчуждает себя от небесного наследия? Справедливо говорит Апостол: пияницы Царствия Божия не наследят. Девятый желчный грозд – гнев Божий: пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исаия пророк: горе востающим заутра, и сикер гонящим, пиющим до вечера: вино бо сожжется. Десятый, самый горький плод пьянства, есть всеконечная погибел души... Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв; а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния геенна неизбежна. Вот каковы нравственные грозды сего содомского винограда, т. е. пьянства; хотя на вкус они и кажутся вначале сладкими, но потом эта сладость превращается в горечь желчи, в яд змиев и аспидов! Пословицы и загадки о пьянстве Где запивать, тут и ночевать. Перед хмелем падко, во хмелю сладко, по хмелю гадко. Иван пьет, а черт в стороне челом бьет. Вина напиться, бесу предаться. В пьяном бес волен. На радости выпить, a rope запить. В кабаке родился, в вине крестился. Пьяному море по колено. Пьяный решетом деньги меряет, а проспится, не на что решета купить. Пьяному мнится сам-десять по пути. Хлеб на ноги ставит, а вино валит. Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа. Нет такого молодца, кто бы обманул винца. Кабак яма – стой прямо. В кабак пойдешь – суму найдешь. Ныне гуляшки, завтра гуляшки, находишься без рубашки. Кто винцо любит, тот сам себя губит. Лучше знаться с дураком, чем с кабаком. Вино сперва веселит, а потом без ума творит. Вино с разумом не ладит. Хмель шумит, ум молчит. Пей воду – вода не смутит ума. Пьяный – что бешеный, пьяный – что глупый. Прощай разум, как встретился с вином. С вином поводишься, нагишом находишься. Вино уму не товарищ. Счастлив тот, кто вина не пьет. Дали вина, так и стал без ума. Хмель не вода – человеку беда. Вода не замутит живота: Бог строит церкви, а черт кабаки. Высока у хмеля голова, да ногами жидок. Горелка не девка, здоровью злодейка. Кто жил вином, умрет от воды (от водянки). Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит. Водку полюбишь – семью погубишь. Водку пить – подоконью бродить (ниществовать). Без вина одно горе, а с вином старое одно, да новых два. Запил и совесть пропил. За ковш, так и за нож, за чарку, так и за драку. Потерял честь хмелем. С хмелиной спознаться – с честью расстаться. Вино полюбил, Бога позабыл. Храм Божий людей сзывает – звонит, а бес в кабак их гонит. Смелым Бог владеет, а пьяным черт качает. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Много вина пить – беде быть. В поле – полище, Стоит голенище, В той голенище Ни ума со славой, А боли, да хвори. (Кабак). Выгляну в окошко, Стоит долгий Антошка, В нем сусло и масло И смерть человечья. (Кабак). Стоит море на пяти столбах, Двое об нем спорят – Один говорит: «Радость моя!» Другой говорит: «Пагуба моя!» (Стакан с вином). На поле – полище Стоит зеленище; В том зеленище: Сусло, масло, – Легость, болесть И смерть не далеко. (Кабак). V. Мнения простого народа нынешнего времени * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Беседы с народом – Ты пьешь, извозчик? – Грешен, пью помалости. – Отчего ты не бросишь совсем пить, сам знаешь, что плохо делаешь? – Рад бы, да не утерпеть – тянет тебя, что твой магнит: то холодно, то с земляками, то ради компании с товарищами. Другой раз и хотел бы выпить в пропорцию, да не угадаешь – смотришь, нагрузился до упаду. После жалеешь и денег, и себя, да не укусишь себя за локоть. Пройдет день – другой, забудешь старое, опять хватаешься за нее проклятую, и так идет в круговую из года в год. По деревням меньше пьют, там меньше денег, меньше и кабаков. * – Пьешь ты, извозчик? – Слава Богу, пошел десятый год, как в рот ничего не беру. – Значит, раньше пил? – Как же – пил, к ряду лет двадцать пил, да так, что не приведи Бог никому так пить. Еще бы маленько, порешил бы все, верно пришлось бы по миру пойти. Доходило до того, если говорить правду, что бывало у товарищей все как надо быть, а у меня все оборвано, общипано: что и говорить: одна напасть – эта водка, не приведи Бог никому с нею спознаться. – Скажи мне, как ты отстал от вина? – Как отстал? Да так, не стал пить и больше ничего, и опять стал, слава Богу, человеком, a τо ведь, бывало, только и мысли у тебя в голове, что о проклятом вине, а теперь оно и на ум нейдет. – А как же другие говорят, что рады бы отстать от вина, да не стерпеть? – Неправда! He хотят захотеть перестать пить, нравится вино, одним словом – распустились. Как это может быть, чтобы человек сам с собой не мог совладать, взяться только нужно за себя как следует, и беспременно на твое выйдет. Я теперь в жизнь не поверю, что будто нельзя отстать от вина, стоит только зарок положить не пить, побожиться перед иконой, а потом наблюсти за собой некоторое время, – куда денется эта самая проклятая привычка. Я говорю это все, как было со мной, думай, что и всякий так может сделать с собой. Известное дело – и дурное, и хорошее идет от самого человека. Что говорить, что нельзя стерпеть, другой и не пробовал отставать как нужно, а говорить с чужих слов, что нельзя бросить вино; такому человеку, видимо, не охота оставить пьянство, а говорит только для отвода глаз. * – А ты, извозчик, на великий пост бросаешь пить вино? – Как же, на все семь недель бросаю и, слава Богу, всегда содержал себя, как нужно, пиво – и то на это время бросаю. – Ты бы, мой друг, попробовал не пить и на Святой неделе. Ведь стоит, я думаю, пересилить себя только в первые три-четыре дня, а после легко справиться с привычкой. Может быть, дал бы Бог, что и совсем бы перестал пить, – как бы хорошо это было, сколько у тебя было бы радости. – Конечно так; вдобавок у меня жена и дети, и те были бы рады. Беда наша, что в нашем деле трудно не пить: то холодно – выпьешь, то товарищи пристают, и от них стыдно отстать. – Значит, утерпеть можно, да только товарищи соблазняют, а иногда ради холода выпиваешь? – Как не можно утерпеть, есть утерпеть нельзя, a пить – отчего же? Это наше одно баловство, глупость, своеволье. Я никому не поверю, чтобы человек не мог с собой справиться, все это наши одни отговорки. Надо будет праздником попробовать сделать зарок, a τо ведь нажрешься вина, делаешься прямо свиньей, забываешь и Бога и родную семью, и все тебе сделается не по душе, все опостылит.
| |
| |
Просмотров: 9 | | |
Всего комментариев: 0 | |