16.08.2025, 16:10 | |
Основными мотивами орнамента в этой местности были круг и розетка сочной резьбы. Используя простейший инструмент - нож, мастер проводит желобки, графически тонкие штрихи косых линий, заостренным концом наносит треугольные выемки, которые мелкой россыпью окружают крупные розетки и покрывают свободную поверхность доски. нехитрыми приемами достигается разнообразие орнаментированных плоскостей. Узор тверских прялок второй половины XIX—начала XX в. из Старицкого и Ржевского уездов состоит из сплошных орнаментальных полей. Но и при обилии узорочья прялки сохраняют монументальный характер. В Ярославской губернии распространена самобытная, изящная по силуэту прялка-башенка, главный художественный элемент которой – ножка. Маленькая прямоугольная лопастка с оттянутыми нижними углами, часто гладкая, венчает ножку, сделанную то в виде пучка витых колонок с перехватами, то колонок, поставленных на резные кубы, то просто в виде граненого столбика, украшенного динамичными резными зигзагами. Пирамидальная головка донца служит устойчивым основанием башенки или колонки. Такие ножки имеют близкое сходство со стояками деревянных светцов XVI —XVII вв. Резьба на этих прялках мелкая, неглубокая. Геометрические фигуры очень просты по рисунку и как бы оплавлены—так мягко переходят выемки в плоскости. Видимо, эти прялки надо считать наиболее ранними среди ярославских башенок. Развитие столпообразной ножки в XVIII —XIX вв. вызвало новую ее разновидность. В XIX в. утвердился тип многоярусной башенки с рядами сквозных арок. Основание ее часто делалось ступенчатым и украшалось рядами мелких порезок, а лопастка покрывалась ювелирно тонкой резьбой. В этих прялках народные мастера создали художественный образ, проявив глубокое понимание архитектоники формы башни, сочетающей статичность массы с напряжением. Так родилась удивительная по красоте динамичная кривизна линий силуэта прялки. В Ярославской же губернии, на территории современных Любимского и Даниловского районов, граничащих с Костромской областью, по крайней мере в течение ста лет делали прялки с ромбической ажурной лопасткой и широкой плоской ножкой. Вся их поверхность покрывалась паутинкой тонкой контурной резьбы с небольшими вкраплениями в виде геометрических поясков. Прялки получили образное название «терема», «теремастые», наверное потому, что на их ножках часто вырезалось изображение башни со шпилем и часами. Плавными же очертаниями красиво изогнутой лопасти, всем сказочным обликом они напоминают плывущего лебедя. Из книги Тарановской Н.В., Мальцева Н.В. "Русские прялки - 1970" | |
| |
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |