Лодки русские
26.05.2025, 17:37

На одну лодку. В.Д.Сысоев Меткие слова и образные выражения

Лодия: лодья, архангельское - лодья, ладья, ладить.

Лодка: лодочка, лодчонка; гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибережного плавания, косная, кусовая, ловецкая.

Канонерская лодка: военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большего калибра. Набойная лодка: с набоями, насадами, поднятыми бортами.

Лодочный: к ней относящийся.

Лодочник: хозяин или гребец на лодке. В Швеции есть и лодочницы, перевозчицы.

Лодочников: ему принадлежащ. лодочничий, к ним относящийся.

Лодчатый: на лодку похожий, лодьеватый, ладьевидный, ладьеобразный, лодейчатый.

Лодьянка: растение Cymbaris.

В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Русская морская этимология-: ладья и лодка⁠⁠

Лодья, без сомнения, родственна слову лодка. Вместе с ещё одним древнерусским вариантом – лодь – они восходят к одному праславянскому корню *old-. Отмечу, что все три варианта встречаются в других славянских языках.

Например, корабль по-словенски – ladja  лáдья, а по-чешски – loď - лодь, по-польски – łódka - ўудка.

Есть эти слова и во всех прочих славянских языках, так что сомнений в древности корня не возникает. Важно также обратить внимание, что в русских памятниках и диалектах лодья – это также деревянный сток, по которому вода бежит на мельничное колесо. И ровно то же значение обнаруживается в словенских диалектах.

1. праславянское слово *oldi / *oldь имеет родственников в балтийских и германских языках. Фонетика говорит о том, что это именно исконнородственные слова, а не заимствования;

2. изначально оно обозначало, вероятно, лодку-однодерёвку, долблёное корыто или жёлоб. С точки зрения технологии изготовления разница, в принципе, невелика.

3. лишь в славянских языках это слово «сделало карьеру» и от долблёнки ушло в сторону ладьи или даже корабля.

Появление и эволюция лодки у первобытных народов шла несколькими путями. Первую идею о лодке мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть сделав из него челнок. Они до сих пор встречаются на некоторых сибирских реках и озёрах. Зачастую небольшие, вмещающие от одного до трёх человек, они иногда могут обладать значительными размерами, которые позволяют достигать стволы громадной высоты и толщины. Подобными лодками, ими пользовались древние русы, ходившие в них даже морем на Царьград.

Технология выдалбливания стволов (половинок их) обычно подразумевает выжигание, при этом края мочат водой, а чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками.

Каждый тип имел свои особенности и предназначение.

Каркасные лодки: были особенно популярны в северных регионах.

Байдарка Алеутская - представляет собой эластичный деревянный каркас, скрепляемый при помощи китового уса, обтянутый кожей тюленей или нерп.

Берестянка: применялись до середины XX века коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Это был незаменимый элемент в жизнедеятельности кочевников, охотников и рыболовов.

Каяк: Название происходит из эскимосских языков: qajaq — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах)

Умиак – женская грузовая лодка эскимосов. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи угодья.

 

Долбленые лодки:

Батник или ботник — Вологодская, Пермская и Владимирская губернии.

Ботник — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области.

Будара, бударка — Казанская губерния, Урал.

Буса — на Днепре.

Долбанец — Псковская губерния.

Древо — Смоленская губерния.

Дубас — Вологодская, Тверская, Воронежская губернии.

Дубица — Витебская губерния. — сажени длиной и — вершков шириной.

Дубок, дуб — южные губернии.

Камья, комей — Псковская губерния.

Карбас — на небольших озёрах Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Осиновая, ½— сажени длины, ½— аршина ширины и — вершков глубины, поднимающая — человек.

Каюк — небольшая лодка на речках черноморско-азовскго бассейна.

Ковяга — Витебская губерния.

Кутька, кутя — Новгородская губерния, Крестецкий район.

Комяга — южные и восточные губернии.

Комяга, комельник, дубовка (Белоруссия, Украина) — чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины). Для придания устойчивости к бортам иногда прибивались деревянные брусья. Связанные вместе парами комяги использовались для устройства паромной переправы.

Обиянка, дуб — Полесье. Имеет только одно плоское дно, состоящее из дубовой долбленки, борта же надставные.

Осинка — Зимний и Мезенский берега Архангельской губернии. Осиновая, обшитая снаружи еловыми досками, а внутри скрепленная опругами — остроганными палками толщиной в вершок, прошитыми стяжками.

Стружка — Архангельская губерния. Осиновая плоскодонная без нашвов (фальшбортов).

Челнок — Псковская губерния. Осиновая до ½ сажени длины и ¾— аршина ширины.

Чайка.

 

Кроме этих лодок-одиночек, встречаются ещё двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) и заменяют паром при переправе; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки (Псковская губерния), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), рейки (Новгородская губерния) и др.

Долблёнки Сибири

Анты — долблёнка селькупов.

Бат — большая долблёная лодка удэгэйцев.

Ветка — собирательное название долблёнок сибирских народов.

Дилтий — долблёнки кетов.

Облас, обласок — лодоки-долблёнки русского и коренного населения Западной и Центральной Сибири.

Оморочка — маленькая долблёная или покрытая берестой лодка нанайцев.

 

Составные лодки

Кижанка. Дощатая лодка, которую собирали с помощью еловых корней. Начинали с выпиливания матицы — толстой килевой доски, от длины которой зависела длина всей лодки.

Составной чёлн. Несущую основу таких лодок составляли соединённые днищевой доской две долблёно-тёсаные половинки.

 

Оморочки

Берестяные оморочки. Были распространены преимущественно по левым притокам Амура, на реках с относительно спокойным течением были распространены преимущественно по левым притокам Амура, на реках с относительно спокойным течением.

Дощатые оморочки обычно делались из трех осиновых или еловых досок, причем одна доска шла на днище, а две остальные – на борта.

Малая долблёная лодка типа чёлн. Вырубалась топорами из цельного ствола дерева, желательно из корейского кедра, тополя, липы.

 

Кижанки

Долблёнка (куутти). Длина — около  метров, выдалбливалась из цельного ствола осины прямо на берегу водоёма.

Плоскодонка (рюся-венех). Отличается плоским днищем, используется для рыбной ловли и переправ через небольшие водоёмы.

Полукилевая двухштевневая лодка. Низкие борта обеспечивали устойчивость и предотвращали опрокидывание при ветре и волнении.

Сойма – малое судно, встречавшееся на озерах северо-запада с древности.

 

Челны

Бат — большая долблёная лодка удэгэйцев.

Ботник — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области.

Ветка — собирательное название долблёнок сибирских народов. Другие названия: «анты» — у селькупов, «дилтий» и «ты» — у кетов.

Оморочка — маленькая долблёная или покрытая берестой лодка нанайцев.

Комяга (комельник, дубовка) — (в Белоруссии) чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины).

Дубы – большие лодки, выдолбленные из нижней части ствола дуба.

Камельники – лодки разных размеров (в основном небольшие), выдолбленные из нижней части ствола различных пород деревьев.

Шугалеи – выдолбленные лодки, частично обшитые досками.

Асинайка, асойка, липайка, вярбойка, чайка. - Легкие и подвижные лодки.

Чайнок, поавица, душагубка, камяга. - небольшие лодки, рассчитанные на одного-двух человек.

Шугалея - челн, обшитый по бортам в верхней части досками.

Паклат - использовались для выездов в ближайшие местечки.

 

Ладья

Заморская ладья — судно с полностью наборным корпусом, аналогичное скандинавским образцам.

Набойная ладья — судно с бортами, наращёнными досками, и поперечным каркасом (опругами).

Простая ладья — лодка-долблёнка.

 

Струг

Ертаульный струг — легкий быстроходный струг.

Чердачный струг — струг с помещениями (каютой).

 

Межеумка   — разновидность речных полупалубных несамоходных транспортно-грузовых судов, которые были широко распространены в Российской империи до конца XIX века.

 

Ушкуй — историческое название новгородских плоскодонных речных парусно-гребных судов, которые использовались на Руси примерно с XI по XV век.

 

Беляна — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.

 

Расшива — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.

 

Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная —-вёсельная или моторизованная шлюпка.

Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева.

Каяк — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка.

Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века.

Коза — историческое название одной из разновидностей гребных лодок, предназначенных для сетевого рыболовного промысла на Чёрном и Азовском морях.

Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом.

Обласок — сибирская гребная лодка-долблёнка, используемая коренным (ханты, манси, кеты) и старожильческим русским населением Западной Сибири и Средней Сибири на таёжных реках.

Оморочка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока (нанайцами и удэгейцами).

Осиновка — традиционная небольшая поморская лодка или чёлн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью.

Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка.

Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII веков, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками.

Гичка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с — распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой.

Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX веков.

Набойня — небольшая речная парусно-гребная лодка, которая была распространена в европейской части Российской империи вплоть до конца XIX — начала XX веков.

Ладья — славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей.

Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла, крючковой снастью или сетями.

Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

Ял — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами.

Категория: Лодки Руси | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: К пословицам, Лодки Русские, Русь мудра, ремесла, промыслы
Просмотров: 19 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar