26.05.2025, 17:37 | |
На одну лодку. В.Д.Сысоев Меткие слова и образные выражения Лодия: лодья, архангельское - лодья, ладья, ладить. Лодка: лодочка, лодчонка; гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибережного плавания, косная, кусовая, ловецкая. Канонерская лодка: военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большего калибра. Набойная лодка: с набоями, насадами, поднятыми бортами. Лодочный: к ней относящийся. Лодочник: хозяин или гребец на лодке. В Швеции есть и лодочницы, перевозчицы. Лодочников: ему принадлежащ. лодочничий, к ним относящийся. Лодчатый: на лодку похожий, лодьеватый, ладьевидный, ладьеобразный, лодейчатый. Лодьянка: растение Cymbaris. В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка Русская морская этимология-: ладья и лодка Лодья, без сомнения, родственна слову лодка. Вместе с ещё одним древнерусским вариантом – лодь – они восходят к одному праславянскому корню *old-. Отмечу, что все три варианта встречаются в других славянских языках. Например, корабль по-словенски – ladja лáдья, а по-чешски – loď - лодь, по-польски – łódka - ўудка. Есть эти слова и во всех прочих славянских языках, так что сомнений в древности корня не возникает. Важно также обратить внимание, что в русских памятниках и диалектах лодья – это также деревянный сток, по которому вода бежит на мельничное колесо. И ровно то же значение обнаруживается в словенских диалектах. 1. праславянское слово *oldi / *oldь имеет родственников в балтийских и германских языках. Фонетика говорит о том, что это именно исконнородственные слова, а не заимствования; 2. изначально оно обозначало, вероятно, лодку-однодерёвку, долблёное корыто или жёлоб. С точки зрения технологии изготовления разница, в принципе, невелика. 3. лишь в славянских языках это слово «сделало карьеру» и от долблёнки ушло в сторону ладьи или даже корабля. Появление и эволюция лодки у первобытных народов шла несколькими путями. Первую идею о лодке мог дать плывущий по реке древесный ствол. Такими стволами пользуются иногда и животные для передвижения по воде. Человек приспособил дерево для лучшего им пользования, заострив один или оба его конца и выдолбив его внутри, то есть сделав из него челнок. Они до сих пор встречаются на некоторых сибирских реках и озёрах. Зачастую небольшие, вмещающие от одного до трёх человек, они иногда могут обладать значительными размерами, которые позволяют достигать стволы громадной высоты и толщины. Подобными лодками, ими пользовались древние русы, ходившие в них даже морем на Царьград. Технология выдалбливания стволов (половинок их) обычно подразумевает выжигание, при этом края мочат водой, а чтобы края не сходились, их распирают палками или дощечками. Каждый тип имел свои особенности и предназначение. Каркасные лодки: были особенно популярны в северных регионах. Байдарка Алеутская - представляет собой эластичный деревянный каркас, скрепляемый при помощи китового уса, обтянутый кожей тюленей или нерп. Берестянка: применялись до середины XX века коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Это был незаменимый элемент в жизнедеятельности кочевников, охотников и рыболовов. Каяк: Название происходит из эскимосских языков: qajaq — «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах) Умиак – женская грузовая лодка эскимосов. Использовался летом для перевозки людей и имущества на летние охотничьи угодья.
Долбленые лодки: Батник или ботник — Вологодская, Пермская и Владимирская губернии. Ботник — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области. Будара, бударка — Казанская губерния, Урал. Буса — на Днепре. Долбанец — Псковская губерния. Древо — Смоленская губерния. Дубас — Вологодская, Тверская, Воронежская губернии. Дубица — Витебская губерния. — сажени длиной и — вершков шириной. Дубок, дуб — южные губернии. Камья, комей — Псковская губерния. Карбас — на небольших озёрах Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Осиновая, ½— сажени длины, ½— аршина ширины и — вершков глубины, поднимающая — человек. Каюк — небольшая лодка на речках черноморско-азовскго бассейна. Ковяга — Витебская губерния. Кутька, кутя — Новгородская губерния, Крестецкий район. Комяга — южные и восточные губернии. Комяга, комельник, дубовка (Белоруссия, Украина) — чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины). Для придания устойчивости к бортам иногда прибивались деревянные брусья. Связанные вместе парами комяги использовались для устройства паромной переправы. Обиянка, дуб — Полесье. Имеет только одно плоское дно, состоящее из дубовой долбленки, борта же надставные. Осинка — Зимний и Мезенский берега Архангельской губернии. Осиновая, обшитая снаружи еловыми досками, а внутри скрепленная опругами — остроганными палками толщиной в вершок, прошитыми стяжками. Стружка — Архангельская губерния. Осиновая плоскодонная без нашвов (фальшбортов). Челнок — Псковская губерния. Осиновая до ½ сажени длины и ¾— аршина ширины. Чайка.
Кроме этих лодок-одиночек, встречаются ещё двойные, или близнецы, когда две долбушки сплачиваются вместе (рядом) и заменяют паром при переправе; местные названия таких однодеревок: камьи, камейки (Псковская губерния), комяги (восточные губернии), корытки (на Волге), рейки (Новгородская губерния) и др. Долблёнки Сибири Анты — долблёнка селькупов. Бат — большая долблёная лодка удэгэйцев. Ветка — собирательное название долблёнок сибирских народов. Дилтий — долблёнки кетов. Облас, обласок — лодоки-долблёнки русского и коренного населения Западной и Центральной Сибири. Оморочка — маленькая долблёная или покрытая берестой лодка нанайцев.
Составные лодки Кижанка. Дощатая лодка, которую собирали с помощью еловых корней. Начинали с выпиливания матицы — толстой килевой доски, от длины которой зависела длина всей лодки. Составной чёлн. Несущую основу таких лодок составляли соединённые днищевой доской две долблёно-тёсаные половинки.
Оморочки Берестяные оморочки. Были распространены преимущественно по левым притокам Амура, на реках с относительно спокойным течением были распространены преимущественно по левым притокам Амура, на реках с относительно спокойным течением. Дощатые оморочки обычно делались из трех осиновых или еловых досок, причем одна доска шла на днище, а две остальные – на борта. Малая долблёная лодка типа чёлн. Вырубалась топорами из цельного ствола дерева, желательно из корейского кедра, тополя, липы.
Кижанки Долблёнка (куутти). Длина — около метров, выдалбливалась из цельного ствола осины прямо на берегу водоёма. Плоскодонка (рюся-венех). Отличается плоским днищем, используется для рыбной ловли и переправ через небольшие водоёмы. Полукилевая двухштевневая лодка. Низкие борта обеспечивали устойчивость и предотвращали опрокидывание при ветре и волнении. Сойма – малое судно, встречавшееся на озерах северо-запада с древности.
Челны Бат — большая долблёная лодка удэгэйцев. Ботник — долблёнка из осины, используемая на реке Керженец в Нижегородской области. Ветка — собирательное название долблёнок сибирских народов. Другие названия: «анты» — у селькупов, «дилтий» и «ты» — у кетов. Оморочка — маленькая долблёная или покрытая берестой лодка нанайцев. Комяга (комельник, дубовка) — (в Белоруссии) чёлн, выдолбленный из толстого комля или ствола дуба (реже сосны, осины). Дубы – большие лодки, выдолбленные из нижней части ствола дуба. Камельники – лодки разных размеров (в основном небольшие), выдолбленные из нижней части ствола различных пород деревьев. Шугалеи – выдолбленные лодки, частично обшитые досками. Асинайка, асойка, липайка, вярбойка, чайка. - Легкие и подвижные лодки. Чайнок, поавица, душагубка, камяга. - небольшие лодки, рассчитанные на одного-двух человек. Шугалея - челн, обшитый по бортам в верхней части досками. Паклат - использовались для выездов в ближайшие местечки.
Ладья Заморская ладья — судно с полностью наборным корпусом, аналогичное скандинавским образцам. Набойная ладья — судно с бортами, наращёнными досками, и поперечным каркасом (опругами). Простая ладья — лодка-долблёнка.
Струг Ертаульный струг — легкий быстроходный струг. Чердачный струг — струг с помещениями (каютой).
Межеумка — разновидность речных полупалубных несамоходных транспортно-грузовых судов, которые были широко распространены в Российской империи до конца XIX века.
Ушкуй — историческое название новгородских плоскодонных речных парусно-гребных судов, которые использовались на Руси примерно с XI по XV век.
Беляна — деревянная некрашеная плоскодонная барка, использовавшаяся для сплава леса по рекам Волге и Каме в XIX — начале XX века.
Расшива — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге, Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Баркас — самоходное судно небольших размеров, предназначенное для различных перевозок в гаванях и на рейдах; большая мореходная —-вёсельная или моторизованная шлюпка. Долблёнка — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Каяк — тип гребной одно-, двух- или трёхместной традиционной промысловой лодки народов Арктики, то же, что промысловая байдарка. Кижанка — тип лодки, широко использовавшейся на крупных озёрах Карелии вплоть до конца XX века. Коза — историческое название одной из разновидностей гребных лодок, предназначенных для сетевого рыболовного промысла на Чёрном и Азовском морях. Насад — речное плоскодонное, беспалубное судно с высокими набитыми бортами, с небольшой осадкой и крытым грузовым трюмом. Обласок — сибирская гребная лодка-долблёнка, используемая коренным (ханты, манси, кеты) и старожильческим русским населением Западной Сибири и Средней Сибири на таёжных реках. Оморочка — русскоязычное название лодки, традиционно использующейся малыми коренными народами Дальнего Востока (нанайцами и удэгейцами). Осиновка — традиционная небольшая поморская лодка или чёлн, которая делалась из цельного осинового ствола и была широко распространена по всему Поморью. Прорезь — разновидность крупных рыболовецких лодок, которые применялись для промысла на Каспийском море, выполняя функцию плавучего живорыбного садка. Чайка — беспалубный плоскодонный чёлн запорожских казаков XVI—XVII веков, в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Гичка — лёгкая быстроходная парусно-гребная шлюпка с — распашными вёслами, острым носом и транцевой кормой. Карбас — парусно-гребное промысловое и транспортное судно среднего размера, одно из основных у поморов и распространённое у других жителей Севера и Сибири, начиная не позднее чем с XV и до середины XX веков. Набойня — небольшая речная парусно-гребная лодка, которая была распространена в европейской части Российской империи вплоть до конца XIX — начала XX веков. Ладья — славянское и русское (поморское) парусно-вёсельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей. Подчалок — разновидность парусно-гребных одномачтовых лодок, получившая распространение на Каспийском море для рыбного промысла, крючковой снастью или сетями. Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка) XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов. Ял — лёгкая парусная лодка (швертбот) или транцевая гребная, а также гребно-парусная корабельная шлюпка с вальковыми вёслами. | |
| |
Просмотров: 19 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |