03.02.2025, 16:36 | |
Также в христианской традиции священство ― это группа лиц, получившая эти дары. Во всех исторических церквях правом рукополагать, согласно учению об апостольском преемстве, обладает только епископ как преемник апостолов и через это проводник благодати Святого Духа. В Православной церкви существует три степени священства: диакон, пресвитер - священник, и высшая — епископ. При посвящении во диакона, ставленник, то есть посвящаемый в сан, получает благодать лишь служить при совершении таинств — только помогать предстоятелю - пресвитеру - епископу; при совершении таинств, но не стоять во главе собрания при совершении таинства. Посвящаемый во пресвитера человек получает благодать самому совершать все таинства, кроме священства. Священник совершает своё служение от лица Церкви. Также священник не может совершать хиротесию, освящать миро и антиминс. При посвящении в епископа, ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти. Рукоположение во диакона или во пресвитера может совершать один епископ. Перед рукоположением ставленник совершает «ставленническую» исповедь, принимаемую епархиальным духовником за всю свою жизнь, и священническую присягу. После этой исповеди духовник говорит правящему епископу, достоин ли ставленник принять священный сан. Следует заметить, что «протопресвитеры», «протодиаконы» и другие являются просто наградными титулами и их получение не проходит через хиротонию. В современной Православной церкви все священнослужители обычно подразделяются на черное и белое духовенство. В диаконы и священники могут быть рукоположены как единожды женатые мужчины, так и принявшие обет безбрачия, в епископы ― только безбрачные священники. Первым безбрачным немонашествующим священником в современной Русской церкви был Александр Горский. Требования к кандидату во священство: Для удобства разработана более подробная система канонических правил. Препятствия духовного характера: Недостаток твёрдости в христианской вере. Малый срок после принятия крещения. Тяжкие грехи: блуд, прелюбодеяние, содомия, убийство, кража, гробокопательство, святотатство - 6-е правило Григория Нисского, пьянство, ересь, раскол. Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Препятствия социального характера: Второбрачие. Супружеская измена - своя личная или со стороны жены. Брак на вдове, на разведённой, на блуднице, на рабыне, на актрисе, на неправославной, на близкой родственнице. Нежелание оставить какую-либо государственную должность. Занятие воинским делом. Продолжающееся тюремное заключение. Нахождение в рабстве. Только при необходимости и ввиду особых качеств кандидата во священство, могут быть допущены некоторые отступления от указанных выше правил. Священноначалие, или священная иерархия: «священный» «начальство» — церковная власть в исторических церквях; три степени священнического служения апостольского происхождения, а именно степени епископа, пресвитера и диакона. Все три степени сообщаются через благодатное таинство священства (таинство, во время которого производится хиротония). «Церковь изначально имеет священную иерархию с её тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней». При этом священную иерархию Церкви необходимо отличать от правительственной иерархии: «Все степени правительственной иерархии, в отличие от священных степеней, исторического происхождения. Они устанавливаются и упраздняются самой Церковью, которая то увеличивает, то уменьшает их число». В отличие от священных степеней, степени правительственной иерархии присваиваются либо по чину хиротесии, либо просто путём назначения, награждения, производства в ту или иную степень законной церковной властью. Основатель и Глава Церкви дал все духовные полномочия в ней Своим Апостолам, которые были её первыми правителями. Когда она начала расширяться, Апостолы учредили в помощь своему служению должности сперва диаконов, потом пресвитеров. Первым было вверено служение материальным нуждам христианской общины – распоряжение её благотворительной кассой и раздача пособий бедным; поручено было также служение при совершении таинств. Вторые получили пастырскую духовную власть, – должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан учением, нравственным руководством и священнодействиями. Но так как Церковь должна, по обещанию Христову, пребывать до скончания века, то и полнота правительственной власти, дарованная от Христа Апостолам, должна была не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому, Апостолы передали избранным преемникам свои полномочия с тем, чтобы они продолжались в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов, Апостолы поручили высший надзор и управление - архипастырство, в основанных христианских общинах, – то, что Апостолы не могли всегда оставлять за собой лично, будучи обязанными распространять христианство во всем мире. В апостольские времена звания епископа и пресвитера не были строго разграничены, – и пресвитеры, как обязанные надзирать за христианским обществом, иногда назывались епископами. Так образовалась в первой Церкви иерархия (священноначалие). Призванные в неё лица составляли особый разряд членов Церкви, названный впоследствии клиром. Прочие члены Церкви назывались братией, потом – мирянами. При учреждении в Церкви других низших должностей (чтецов, придверников и пр.), они также были причислены к клиру и составляли его низший разряд. Клир — особая общность в Христианской церкви, состоящая из духовенства и представляющая собой отдельный социальный институт. В древней церкви и на Востоке: Разделение на мирян и клир начали формировать в ранней Церкви, когда особым авторитетом в общине пользовались апостолы. В апостольский период начался процесс создания священной иерархии. Признаком принадлежности к клиру стало возложение рук на посвящаемого кандидата. Православные клирики: В Православной церкви различают высших клириков — священнослужителей и низших — церковнослужителей. Высшие клирики получают благодать священства через хиротонию - рукоположение в алтаре. Низшие клирики поставляются на своё служение через возложение руки епископа — хиротесию, вне алтаря, в храме. По причине того, что вступление в клир связано с действиями епископа, то вопрос о включении в состав клира самих архиереев является дискуссионным. В монастырях хиротесию могут совершать их настоятели — архимандриты и игумены, 14-е правило Седьмого Вселенского собор). Условия вступления в клир: Различают абсолютную неспособность вступления в клир и недостатки (духовные, физические, социальные), которые допускают диспенсацию (отступление от неукоснительного соблюдения закона). В православных и католических церквях обычно не допускают женщин, за исключением Элладской православной церкви, диакониссы которой не имеют права проповедовать в церквях. Обсуждают восстановление этого сана и в других православных церквях. Абсолютно не допускают в православных и католических церквях гомосексуалов: на практике, ввиду отсутствия в церквях полиции нравов, исключён лишь допуск открытых гомосексуалов, и лиц, подвергавшихся публичному покаянию, но публично покаявшихся клириков только на этом основании не исключают. 14-е правило Трулльского Собора устанавливает для поставления диакона минимальный возраст 25 лет; в пресвитера —30 лет. 15-е правило того же собора определят, что в иподиаконы поставляют по достижении 20 лет. В отношении чтецов нет таких чётких указаний: 123 новелла императора Юстиниана из номоканона дозволят поставлять в чтецы восьмилетних, в толковании Вальсамона на данную главу Номаканона сообщается о поставлении в чтецов 3-летних детей. В отличие от права Римско-католической церкви, православное церковное право не рассматривает незаконнорождённость как препятствие к священству, также в православии телесные изъяны сами по себе не рассматривают в качестве препятствия к священству. В Апостольских правилах указано «Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна», однако далее делают запрет на поставление в епископы слепых и глухих, чтобы не было «препятствия в делах церковных». Монашеский постриг не является вступлением в клир. Клириком также не считают ни церковного старосту, ни других хозяйственных сотрудников прихода.
Ставленая грамота — документ, выдаваемый епископом священнослужителю, в удостоверение действительности и правильности его рукоположения, с указанием его степени и принадлежащих ему прав. Также называется: епистолия составительная, каноническая грамота, писание ставильное, ставленническая грамота. Ставленная грамота является древним установлением, ещё в апостольской Церкви были известны так называемые представительные грамоты (Апостольские правила № 12 и 33), без которой никто из клириков не мог быть принимаем в церковное общение в другой общине, а выдававшиеся иногда мирянам представительные грамоты имели значение рекомендательных писем, или свидетельства о принадлежности к Церкви Христовой. Четвёртый Вселенский собор в 451 году определил выдавать «убогим и вспоможения требующим» мирные церковные письма (мирные грамоты) вместо представительных, которые предназначались лишь для лиц, находящихся под сомнением - 11 правило, и клириков, неизвестных в месте их нового пребывания - 13 правило. Представительные грамоты для клириков иногда назывались «каноническими» или «правильными», «Славянская Кормчая» прямо называет их (в толковании на апостольское правило) «ставильным писанием» или ставленой грамотой. В Русской Церкви, перенявшей византийскую практику, ставленая грамота появились очень рано, но образцы их сохранились лишь с XVI века. В них указываются: имя епископа, при котором рукоположён ставленник, церковь, к которой он назначен, право литургисать - служить литургию, вязать и решить - то есть принимать исповедь, запрещение самовольно переходить в другую церковь, год (от сотворения мира), месяц и число посвящения. При одинаковости содержания ставленых грамот их форма была различной. В патриарший период, после 1589 года, рукописные ставленые грамоты сменились печатными, что привело к унификации их формы. Если патриарх Иоаким (1674—1690) собственноручно подписывал ставленые грамоты, то при патриархе Адриане (1690—1700) вверху грамот стали печатать лишь имя патриарха. К грамоте прикладывалась двусторонняя печать из красного воска. Грамоты готовили патриаршие дьяки, они же прикладывали к ней печать, записывали её в книгу и отсылали к патриарху для вручения ставленнику. Со ставленой грамотой новый священнослужитель являлся уже в тиунскую избу к приказному старцу; здесь, после новых записей в книги, давали ему новоставленную память и брали с него пошлины, а в памяти писали, что ему служить невозбранено. При прохождении через все эти инстанции нужно было везде платить деньги: «и в том во всем вышеписанном попом и дьяконом была многая волокита, и убытков становилось в поставлении рубля по и больши…». С учреждением в 1921 году Святейшего Синода форма ставленой грамоты не изменилась, хотя в грамотах священнослужителей, рукоположённых в Синодальной области, бывшей епархии патриарха, вместо имени патриарха приводился титул Святейшего Правительствующего Синода, а вместо патриаршей печати — печать Синода с императорским гербом. В 1738 году была установлена новая форма ставленой грамоты (на печатном листе с подписью епархиального архиерея и приложением его печати). В 1864 году по представлению митрополита Московского Филарета (Дроздова) и с разрешения Синода были внесены изменения некоторых выражений в ставленой грамоте священника. В Синодальный период прочтение ставленой грамоты благочинным в собрании прихожан рассматривалось как акт введения новопоставленного священника в отправление его служения. Священнослужителям предписывалось помнить содержание грамоты и периодически её перечитывать. Определением Синода 1-8 апреля 1897 года был установлен порядок выдачи ставленых грамот лицам, рукоположённым архиереем другой епархии: в таком случае ставленую грамоту должен был подписывать и выдавать архиерей, в ведение которого поступал священнослужитель, с обязательным указанием даты рукоположения и совершившего его архиерея. Для такого случая, а также на случай совершения рукоположения викарным епископом, были внесены изменения в печатный бланк ставленой грамоты, образец которого был разослан в епархии. Согласно определению Синода 14-17 февраля 1898 года рукоположение лиц, поступавших на службу по военному ведомству, совершалось по месту прежней службы или жительства лица, где и выдавалась ставленая грамота. Явленная куница с грамотою — пошлина, шедшая в архиерейскую казну. Каждый раз, как на кафедре являлся новый архиерей, духовенство должно было являться к нему для засвидетельствования своих ставленых грамот, и он подписывал их своей рукой. Эта подпись грамот существовала и при патриархах; поповские старосты должны были надзирать за своим духовенством, все ли грамоты и всеми ли святителями по преемству подписаны у него, и тех, у кого не подписаны, высылать к святителю. За опущение этой обязанности с духовенства брался штраф или, как выражались на языке старой системы кормления, промыт — вдвое против окладного платежа за подпись. Пошлина за подпись называлась Явленная куница с грамотою. При патриархе Иоакиме бралось: с грамоты настольной протопопской алтын деньги, с поповской ставленой алтына деньги, с дьяконской — то же. Промыт определён вдвое, если грамота не подписана одним патриархом — втрое, если двоими. При каждой явке грамота снова записывалась в книги, и за письмо брали деньги. | |
| |
Просмотров: 35 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |