22.01.2025, 12:30 | |
Иерархия - священноначалие – термин, употребляемый в христианской богословской терминологии в двояком значении. Структура современной иерархической лестницы Русской Православной Церкви для большей наглядности может быть представлена следующей таблицей: Пресвитерство (иерейство): протопресвитер, протоиерей, иерей, (пресвитер, священник), архимандрит, игумен, иеромонах Низшие клирики (причетники) пребывают вне данной трехстепенной структуры: иподиаконы, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церковные сторожа и другие. Православные, католики, а также представители древних восточных («дохалкидонских») Церквей (Армянская, Коптская, Эфиопская и др.) основывают свою иерархию на понятии «апостольского преемства». Последнее понимается в качестве ретроспективной непрерывной последовательности длинной цепи епископских хиротоний, восходящей к самим апостолам, рукоположившим первых епископов в качестве своих полновластных преемников. Таким образом, «апостольское преемство» – это конкретное («материальное») преемство епископского рукоположения. Поэтому носителями и хранителями внутренней «апостольской благодати» и внешней иерархической власти в Церкви являются епископы (архиереи). Протестантские исповедания и секты, а также наши старообрядцы-беспоповцы, исходя из данного критерия, не имеют иерархии, т. к. представители их «духовенства» (руководители общин и богослужебных собраний) лишь избираются (назначаются) для церковно-административного служения, но не обладают внутренним благодатным даром, сообщаемым в таинстве священства и единственно дающим право на совершение таинств. Представители каждой их трех степеней священства различаются между собой «по благодати», дарованной им при возведении (хиротонии) в конкретную степень, или «внеличностной святостью», которая не связана с субъективными качествами священнослужителя. Архиерей, как преемник апостолов, обладает полнотой богослужебных и административных полномочий внутри своей епархии. Глава поместной Православной Церкви, автономной или автокефальной, – архиепископ, митрополит или патриарх, – только «первый среди равных» внутри епископата своей Церкви. Он имеет право совершать все таинства, в том числе последовательно возводить в священные степени, рукополагать представителей своего причта и клира. Только хиротония во епископа совершается «собором» или минимум двумя другими епископами по определению главы Церкви и состоящего при нем синода. Представитель второй степени священства - священник - имеет право совершать все таинства, кроме любой хиротонии или хиротесии, даже во чтеца. Его полная зависимость от архиерея, бывшего в Древней Церкви преимущественным совершителем всех таинств, выражается также и в том, что таинство миропомазания он совершает при наличии у него ранее освященного патриархом мира, заменяющего собой возложение рук епископа на главу человека, а евхаристию – только при наличии полученного им от правящего архиерея антиминса. Представитель низшей степени иерархии, дьякон, – только сослужитель и помощник епископа или священника, не имеющий права совершать ни одно таинство и богослужение по «священническому чину». В случае крайней необходимости он может лишь крестить по «мирскому чину»; а свое келейное, домашнее, молитвенное правило и богослужения суточного цикла - Часы - совершает по Часослову или «мирскому» Молитвеннику, без иерейских возгласов и молитв. Различие – только по административному старшинству и чести. Это подчеркивается церемонией последовательного возведения в чины одной степени священства: дьякона – в протодьякона, иеромонаха – в игумена и т. д. Она происходит на Литургии во время входа с Евангелием вне алтаря, на середине храма, как при награждении каким-либо элементом облачения: набедренником, палицей, митрой; что символизирует сохранение человеком данного ему при рукоположении уровня «внеличностной святости». В то же время возведение - хиротония - в каждую из трех степеней священства имеет место только внутри алтаря, что означает переход рукополагаемого на качественно новый онтологический уровень богослужебного бытия. Диакон: «слуга», «служитель» – в древнехристианских общинах – помощник возглавляющего евхаристическое собрание епископа. Близость его к представителю высшей степени священства выражалась в том, что административные полномочия дьякона - собственно -архидьякона, ставили его зачастую над священником, особенно на Западе. Церковный устав предусматривает его помощь совершающему проскомидию священнику. Дьякон не имеет права совершать ни одно богослужение и даже самостоятельно облачаться в свои богослужебные одежды, но должен каждый раз испрашивать на это «благословение» священнослужителя. Чисто вспомогательная богослужебная функция дьякона подчеркивается возведением его в данный сан на Литургии после евхаристического канона, и даже на Литургии Преждеосвященных даров, не содержащей евхаристического канона. Он лишь «служитель - слуга - при священнодействии» или «левит» (Симеон Солунский). Священник может обходиться совсем без дьякона, это имеет место в основном в бедных сельских приходах. Богослужебное облачение дьякона: стихарь, орарь и поручи. Внебогослужебная одежда, как и у священника, –подрясник и ряса, но без креста поверх рясы, носимого последним. Официальное обращение к дьякону, встречающееся в старой литературе, «Ваше благовестие» или «Ваше благогласие», сейчас не употребляется. Обращение «Ваше преподобие» может считаться правомочным лишь по отношению к монашествующему дьякону. Бытовое обращение – «отец дьякон» или «отец имярек», либо же просто по имени и отчеству. Представитель второго (и последнего) ранга дьяконата среди белого духовенства – «протодьякон» - «первый дьякон.», исторически – старший, в богослужебном аспекте, среди нескольких дьяконов, служащих вместе в большом храме (соборе). Его отличает «двойной орарь» и камилавка фиолетового цвета -дается в качестве награды. Наградой в настоящее время является и сам чин протодьякона, поэтому в одном соборе может быть более одного протодьякона. Первый среди нескольких иеродьяконов - в монастыре - называется «архидьякон»: «старший дьякон». Постоянно служащий с архиереем иеродьякон, также обычно возводится в сан архидьякона. Как и протодьякон, он имеет двойной орарь и камилавку (последняя – черного цвета); внебогослужебные одежды – те же, что и у иеродьякона. Епископат: собирательное название высшей - третьей - степени священства православной церковной иерархии. Представители епископата, именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам. Епископ - надзиратель, блюститель: самостоятельный и полномочный представитель «местной церкви» – возглавляемой им епархии, именуемой поэтому «епископией». Его отличительная внебогослужебная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обращение – Ваше преосвященство. Особая разновидность – «викарный епископ» - заместитель, наместник, являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии - митрополии. Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один. В С.-Петербургской митрополии, с титулом «Тихвинский», или несколько - в Московской митрополии. Архиепископ - «старший епископ»: представитель второго ранга епископата. Правящий епископ обычно возводится в этот сан за какие -либо заслуги, либо по истечении определенного времени - в качестве награды. От епископа он отличается только наличием жемчужного крестика, нашитого на черном же клобуке, над лбом. Обращение – Ваше Высокопреосвященство. Митрополит - «мать» – «город»): в христианской Римской империи – епископ митрополии - «матери городов», главного города области или провинции. Митрополит может быть и главой Церкви, не имеющей статуса патриархата. Русской Церковью до 1589 г. управлял митрополит с титулом сначала Киевский, а затем Московский. Сан митрополита в настоящее время даруется архиерею либо в качестве награды, после сана архиепископа, либо в случае перевода на кафедру, обладающую статусом митрополии: С.-Петербургская, Крутицкая. Отличительная особенность – белый клобук с жемчужным крестиком. Обращение – Ваше Высокопреосвященство. Экзарх - начальник, руководитель: название церковно-иерархической степени, встречающееся с IV в. Первоначально этот титул носили представители только самых видных митрополий; некоторые превратились позднее в патриархаты; а также чрезвычайные уполномоченные константинопольских патриархов, посылавшиеся ими в епархии с особыми поручениями. В России этот титул впервые был усвоен в 1700 г., после смерти патриарха Адриана, местоблюстителю патриаршего престола Стефану Яворскому. Экзархом именовался и глава Грузинской церкви (с 1811 г.) в период вхождения ее в состав Русской Православной Церкви. В 60-е – 80-е гг. XX в. некоторые заграничные приходы Русской Церкви были объединены по территориальному признаку в экзархаты «Западноевропейский», «Среднеевропейский», «Центрально- и Южноамериканский». Управлявшие иерархи могли быть в сане ниже митрополита. Особое положение занимал митрополит Киевский, носивший титул «Патриарший Экзарх Украины». В настоящее время титул экзарха носит только митрополит Минский «Патриарший Экзарх всея Беларуси». Патриарх - «родоначальник»^ представитель высшего административного ранга епископата, – глава, иначе предстоятель -«стоящий впереди», Автокефальной Церкви. Характерная отличительная особенность – белый головной убор с укрепленным над ним жемчужным крестиком. Официальный титул главы Русской Православной Церкви – «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Обращение – Ваше Святейшество. В русской традиции языческие священники именуются «жрецами». В узком смысле, в православной богослужебной терминологии, иерей – это представитель низшего ранга второй степени православного священства. Синонимы: священник, пресвитер, поп - устаревшее. Иподиакон: «под» и «дьякон», «служитель»: православный церковнослужитель, занимающей в иерархии низшего клира положение ниже дьякона, его помощника, что фиксирует именование, но выше чтеца. При посвящении во иподьякона, посвящаемого - чтеца - облачают поверх стихаря в крестообразно повязанный орарь, и архиерей читает молитву с возложением руки на его голову. В древности иподьякон причислялся к клиру и уже не имел права жениться, если до возведения в этот сан был холост. Традиционно в обязанности иподьякона входила забота о священных сосудах и алтарных покровах, охрана алтаря, выведение из храма оглашенных во время Литургии и др. Появление иподьяконата, как особого института, относят к 1-й половине III в. и связывают с обычаем Римской церкви не превышать в одном городе число дьяконов выше семи. В настоящее время иподьяконское служение можно видеть только во время архиерейского богослужения. Иподьяконы не состоят в клире одного храма, но зачисляются в штат к определенному архиерею. Они сопровождают его во время обязательных поездок по храмам епархии, прислуживают во время богослужения – облачают его перед началом службы, подают воду для омовения рук, участвуют в специфических церемониях и действах, отсутствующих при обычном богослужении, – а также выполняют различные внехрамовые поручения. Чаще всего иподьяконами бывают студенты духовных учебных заведений, для которых это служение становится необходимой ступенью к дальнейшему восхождению по иерархической лестнице. Архиерей сам постригает своих иподьякона в монашество, рукополагает в священный сан, подготавливая к дальнейшему самостоятельному служению. В этом прослеживается важное преемство: многие современные иерархи прошли через «иподьяконские школы» видных архиереев старшего поколения (иногда еще дореволюционной хиротонии), унаследовав их богатую литургическую культуру, систему церковно-богословских взглядов и манеру общения.
По отношению к храмовому - церковному - служению люди делятся на следующие категории. Принцип иерархии здесь – «родоплеменной», поэтому «клириками» являются только представители «колена» - племени Ле"вия: первосвященники – прямые представители рода Аарона; священники – представители того же рода, но не обязательно прямые; левиты – представители других родов того же колена. «Народ» – представители всех остальных колен Израилевых, а также принявшие религию Моисея не израильтяне. II. В Новом Завете: «клир»: священно– и церковнослужители, и - народ. Национальный критерий упраздняется. Священно– и церковнослужителями могут стать все мужчины христиане, соответствующие определенным каноническим нормам. Допускается участие женщин, вспомогательные должности: «диакониссы» в Древней Церкви, певицы, прислужницы в храме и др., при этом к «клирикам» они не причисляются. «Народ» - миряне – все остальные христиане. В Древней Церкви «народ», в свою очередь, подразделялся на: мирян и монахов, при возникновении этого института. Последние отличались от «мирян» только образом жизни, занимая по отношению к клиру такое же положение. Принятие священного сана считалось несовместимым с монашеским идеалом. Однако этот критерий не являлся абсолютным, и вскоре монахи стали занимать высшие церковные должности. Местоблюститель: человек, временно исполняющий обязанности государственного или церковного деятеля высокого ранга; синонимы: наместник, экзарх, викарий. В русской церковной традиции так именуется только «Местоблюститель патриаршего престола», – архиерей, управляющего Церковью после смерти одного патриарха до избрания другого. Наиболее известны в этом качестве митрополит Стефан (Яворский), митpополит Петp (Полянский) и митрополит Сеpгий (Стpагоpодский), ставший патриархом Московским и всея Руси в 1943 г. Патриарх - «родоначальник», «праотец»): важный термин библейско-христианской религиозной традиции, употребляющийся преимущественно в следующих значениях. Библия называет Патриархами, во-первых: родоначальников всего человечества, во-вторых: родоначальников народа израильского. Все они жили до Моисеева закона, и потому являлись исключительными хранителями истинной религии. Первые десять Патриархов, от Адама до Ноя, символическая генеалогия которых представлена книгой Бытия, были наделены необычайным долголетием, необходимым для сохранения вверенных им обетований на этом первом земной истории после грехопадения. Вторая категория библейских Патриархов начинается с Авраама, родоначальника нового поколения верующих. Патриарх: представитель высшего ранга христианской церковной иерархии. Титул Патриарх, в строгом каноническом значении установлен Четвертым Вселенским (Халкидонским) собором 451 г., который присвоил его епископам пяти главных христианских центров, определив их порядок в диптихах по «старшинству чести». Первое место принадлежало римскому епископу, за ним следовали епископы константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Позднее титул Патриарх получали и главы других Церквей, причем, константинопольский патриарх, после разрыва с Римом в 1054 г., получил первенство в православном мире. На Руси патриаршество, как форма правления Церковью, было установлено в 1589г., до этого Церковью управляли митрополиты с титулом сначала «киевский», а затем «московский и всея Руси». Позднее русский патриарх был утвержден восточными патриархами пятым по старшинству, после иерусалимского. Первый период патриаршества продолжался 111 лет и фактически закончился со смертью десятого по счету патриарха Адриана (1700г.), а юридически – в 1721 г., с упразднением самого института патриаршества и заменой его коллективным органом церковного правления – Святейшим Правительствующим Синодом. С 1700 по 1721 г. Церковью управлял митрополит рязанский Стефан Яворский с титулом «местоблюститель патриаршего престола». Второй патриарший период, начавшийся с восстановления патриаршества в 1917 г., продолжается по настоящее время. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский - Турция, александрийский - Египет, антиохийский - Сирия, иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. Кроме того, титул Патриарх, имеют главы некоторых других христианских - восточных - Церквей – Армянской (Патриарх -католикос), Маронитской, Несторианской, Эфиопской, и др. Согласно «Учительному известию» славянского Служебника, называющего пономаря «служителем алтаря», его обязанности состоят в том, чтобы «...вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, часто и с благоговением убирать и очищать весь алтарь, а также полы от всякой грязи и стены и потолок от пыли и паутины» (Служебник. Часть II.). В настоящее время в Православной Церкви особой должности пономаря не существует: в монастырях обязанности пономаря в основном лежат на послушниках и простых монахах, не имеющих рукоположения, а в приходской практике распределяются между чтецами, алтарниками, сторожами и уборщицами. Отсюда выражение «читать как пономарь» и именование помещения сторожа при храме – «пономарка». Пресвитер - «старейшина», «старец»: в литургической терминологии – представитель низшего ранга второй степени православной иерархии. Синонимы: священник, иерей, поп - устаревшее. Пресвитерство: иерейство, священство – общее, родовое наименование представителей второй степени православной иерархии. Причт или причет церковный - причьтъ – «состав», «собрание», от причитати – «причислять», «присоединять»: в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков, так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного правосл. храма, церкви. К последним относятся псаломщик - чтец, пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. Священник: Иерей, Пресвитер, Иерархия, Клир, Хиротония Инок: древнерусское название монаха, иначе – чернеца. В женском роде – инока, современное – инокиня, монахиня, черница. В современном русском православном церковном обиходе «иноком» называют не монаха в собственном смысле, но рясофорного - «носящего рясу» послушника, до пострижения его в «малую схиму», обусловленную окончательным принятием монашеских обетов и наречением нового имени. Инок – как бы «новоначальный монах»; кроме рясы он получает также камилавку. Инок сохраняет мирское имя и волен в любое время прекратить прохождение послушничества и вернуться к прежней жизни, что для монаха, по православным законам, уже невозможно. Мирянин: тот, кто живет в миру, светский - «мирской» человек, не принадлежащий к клиру и к монашеству. В случае крайней необходимости, при отсутствии священнослужителя и смертельной опасности, мирянин может совершить таинство крещения. В первые века христианства права мирян несравнимо превосходили современные, простираясь до избрания не только настоятеля приходского храма, но даже епархиального архиерея. В древней и средневековой Руси миряне подлежали общим княжеским судебно-административным установлениям в отличие от людей церковных, находившихся под юрисдикцией митрополита и епископа. | |
| |
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |