Церковные чины первых веков христианства
23.01.2025, 12:20

Священная иерархия происходит из самой благодатной глубины Церкви. Она существовала всегда и, по сути, не имела развития, но проявляла себя различно в каждой эпохе. Мы выяснили, что христианские писатели апостольского века достаточно ясно и недвусмысленно говорят о церковной иерархии, описывая её как установление апостольское, священное, прочное, что является надёжным свидетельством существования её среди христиан. И, конечно же, при таком подавляющем количестве свидетельств о значимости и месте церковной иерархии в раннехристианской общине, невозможно говорить о размытости или фрагментарности её роли в апостольский век.

Священная иерархия послужила основой возникновения и существования Церкви. Это видно из того, что первоначально служение евхаристии и харизматические дары были даны 12-ти апостолам на Тайной вечере и в день Пятидесятницы. Эта центральная роль иерархии подтверждается сообщениями мужей апостольских. Представляется важным указать на то, что в раннехристианской литературе наблюдается определённое развитие понимания роли епископа, пресвитера и диакона в сравнении с книгами Нового Завета.

Первоначально структура иерархии в Церкви не была твёрдо определена, особенно это касалось регионального управления. На уровне конкретной общины не было чёткого различия между епископом и пресвитером. 

Кроме указаний на свидетельства о существовании и роли священной иерархии в Новом завете и раннехристианской литературе, можно сказать и об исторических потребностях христианского сообщества, стимулировавших проявление функций управления иерархии. Таковые потребности были следующие: необходимость противостояния ересям, забота о материальных нуждах общины, организация правильных форм духовной жизни, сношения с другими общинами и пр.

Служители Церкви призваны были целенаправленно заниматься решением текущих, но достаточно серьёзных, вопросов жизни христианской общины, которые не могли решаться от случая к случаю, таких как: «совершение евхаристии, толкование Писания, испытание поступающих учителей, наставление лиц желающих принять крещение, проповедь среди неверующих, духовное попечение о верующих, надзор над нравственностью в семьях, призрение больных и бедных, заботы о достойном погребении умерших, поддержание сношений с другими общинами.

Аколуф: спутник. В обязанности входила помощь принимать Жертвенные Дары – хлеб и вино, соблюдение чистоты священных сосудов. По некоторым данным исполняли также обязанности свещеносцев (лампадариев), и составляли почетный караул епископа.

Апокрисиарий: приносящий ответ. Представитель патриарха (Римского, Александрийского, Антиохийского или Иерусалимского), постоянно находившийся при царском дворе для объяснений по делам своей церкви и патриарха с царской властью.

Герменевт: В обязанности этого чина входил перевод Священного Писания и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков и не владевшие классическими языками. Возможно, что эта должность выросла из харизматического истолкования пророческих речей апостольского века.

Диаконисса: От греческого Διακόνισσα. Чин, в который поставлялись женщины. Обязанностью диакониссы было несение определенного служения в церкви.

Иподиакон - субдиакон: От греческого Υποδιάκονος. Служащий, как правило, при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывая ему руки, поднося Чиновник архиерейского богослужения, облачая и совершая некоторые другие действия.

Копиат -фоссор:    Обязанностью этого чина было погребение мучеников и всех усопших в христианской вере.

Начальник благотворительных заведений:    На эту должность назначали диаконов и пресвитеров. Чин появился в IV веке.

Остиарий - привратник: В обязаности остиария входило открывание и запирание дверей церкви, в числе прочего следя за тем, чтобы некрещённые не присутствовали в церкви во время Евхаристического канона.

Параекклисиарх: «около» + «церковь» + «глава», «начало» = «около-церквеначальник»; церковнославянское: кандиловозжигатель, также параэклизиарх, параекклесиарх и т. д. – церковнослужитель, упоминающийся в уставе. Готовит воду, вино, просфоры, испрашивает благословение у настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях.
Сходными или тождественными являются должности пономаря и алтарника.

Параволан:    Обязанностью параволанов было уход, лечение и погребение бедных и больных людей. Параволанов избирал епископ.

Певец:   От греческого ψαλτες. Чин, отделившийся в первой половие IV века от чина чтецов. Служение певца – пение во время богослужения. Так же как и чтец, певец поставляется через хиротесию.

Рефендарий:    От латинского referendarius от а referendo – докладчик. Посредник между государем и Константинопольским Патриархом.

Сакелларий - саккелий:    От латинского sacellus – «мешок для денег». Заведовал церковной казной, состоявшей из денег и жертвуемых драгоценностей. Позже сакелларию были вменены и другие обязанности. Должнось появилась не позднее второй половины VI века.

Скевофилакс:   От греческого ό Σκευοφύλαξ – сосудохранитель. Заведовал всей церковной утварью и распоряжался её употреблением при богослужении.

Чтец - анагност: От греческого αναγνώστης. В обязанности чтеца входило чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание, шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.). В чтецы посвящает епископ через хиротесию.

Экзорцист - заклинатель:   От греческого ἐξορκισμός. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых.

Эконом:   От греческого Οικονόμος. Эконом заведовал церковным имуществом. На эту должность избирались пресвитеры, диаконы, даже клирики, не имевшие иерархической степени, если они отличались честностью и практичностью. В своих действиях экономом отдавал отчет епископу.

Эксцептор:    В обязанности эксцептора входило составление стенографических мученических актов.

Категория: Священство в православии | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: К пословицам Православие, Русь мудра, Священство в православии, Церковные чины, первых веков христианства
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar