23.01.2025, 12:20 | |
Священная иерархия происходит из самой благодатной глубины Церкви. Она существовала всегда и, по сути, не имела развития, но проявляла себя различно в каждой эпохе. Мы выяснили, что христианские писатели апостольского века достаточно ясно и недвусмысленно говорят о церковной иерархии, описывая её как установление апостольское, священное, прочное, что является надёжным свидетельством существования её среди христиан. И, конечно же, при таком подавляющем количестве свидетельств о значимости и месте церковной иерархии в раннехристианской общине, невозможно говорить о размытости или фрагментарности её роли в апостольский век. Священная иерархия послужила основой возникновения и существования Церкви. Это видно из того, что первоначально служение евхаристии и харизматические дары были даны 12-ти апостолам на Тайной вечере и в день Пятидесятницы. Эта центральная роль иерархии подтверждается сообщениями мужей апостольских. Представляется важным указать на то, что в раннехристианской литературе наблюдается определённое развитие понимания роли епископа, пресвитера и диакона в сравнении с книгами Нового Завета. Первоначально структура иерархии в Церкви не была твёрдо определена, особенно это касалось регионального управления. На уровне конкретной общины не было чёткого различия между епископом и пресвитером. Кроме указаний на свидетельства о существовании и роли священной иерархии в Новом завете и раннехристианской литературе, можно сказать и об исторических потребностях христианского сообщества, стимулировавших проявление функций управления иерархии. Таковые потребности были следующие: необходимость противостояния ересям, забота о материальных нуждах общины, организация правильных форм духовной жизни, сношения с другими общинами и пр. Служители Церкви призваны были целенаправленно заниматься решением текущих, но достаточно серьёзных, вопросов жизни христианской общины, которые не могли решаться от случая к случаю, таких как: «совершение евхаристии, толкование Писания, испытание поступающих учителей, наставление лиц желающих принять крещение, проповедь среди неверующих, духовное попечение о верующих, надзор над нравственностью в семьях, призрение больных и бедных, заботы о достойном погребении умерших, поддержание сношений с другими общинами. Аколуф: спутник. В обязанности входила помощь принимать Жертвенные Дары – хлеб и вино, соблюдение чистоты священных сосудов. По некоторым данным исполняли также обязанности свещеносцев (лампадариев), и составляли почетный караул епископа. Апокрисиарий: приносящий ответ. Представитель патриарха (Римского, Александрийского, Антиохийского или Иерусалимского), постоянно находившийся при царском дворе для объяснений по делам своей церкви и патриарха с царской властью. Герменевт: В обязанности этого чина входил перевод Священного Писания и поучения предстоятеля во время богослужения там, где общины были смешанными греко-латинскими по языку или в их состав входили люди, державшиеся местных языков и не владевшие классическими языками. Возможно, что эта должность выросла из харизматического истолкования пророческих речей апостольского века. Диаконисса: От греческого Διακόνισσα. Чин, в который поставлялись женщины. Обязанностью диакониссы было несение определенного служения в церкви. Иподиакон - субдиакон: От греческого Υποδιάκονος. Служащий, как правило, при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывая ему руки, поднося Чиновник архиерейского богослужения, облачая и совершая некоторые другие действия. Копиат -фоссор: Обязанностью этого чина было погребение мучеников и всех усопших в христианской вере. Начальник благотворительных заведений: На эту должность назначали диаконов и пресвитеров. Чин появился в IV веке. Остиарий - привратник: В обязаности остиария входило открывание и запирание дверей церкви, в числе прочего следя за тем, чтобы некрещённые не присутствовали в церкви во время Евхаристического канона. Параекклисиарх: «около» + «церковь» + «глава», «начало» = «около-церквеначальник»; церковнославянское: кандиловозжигатель, также параэклизиарх, параекклесиарх и т. д. – церковнослужитель, упоминающийся в уставе. Готовит воду, вино, просфоры, испрашивает благословение у настоятеля на начало богослужения, производит к нему звон, возжигает свечи, подает кадило, выносит подсвечник при входах с кадилом и Евангелием и в других случаях. Параволан: Обязанностью параволанов было уход, лечение и погребение бедных и больных людей. Параволанов избирал епископ. Певец: От греческого ψαλτες. Чин, отделившийся в первой половие IV века от чина чтецов. Служение певца – пение во время богослужения. Так же как и чтец, певец поставляется через хиротесию. Рефендарий: От латинского referendarius от а referendo – докладчик. Посредник между государем и Константинопольским Патриархом. Сакелларий - саккелий: От латинского sacellus – «мешок для денег». Заведовал церковной казной, состоявшей из денег и жертвуемых драгоценностей. Позже сакелларию были вменены и другие обязанности. Должнось появилась не позднее второй половины VI века. Скевофилакс: От греческого ό Σκευοφύλαξ – сосудохранитель. Заведовал всей церковной утварью и распоряжался её употреблением при богослужении. Чтец - анагност: От греческого αναγνώστης. В обязанности чтеца входило чтение во время богослужения богослужебных текстов (Священное Писание, шестопсалмие, кафизмы, седальны, тропари канона, часы и др.). В чтецы посвящает епископ через хиротесию. Экзорцист - заклинатель: От греческого ἐξορκισμός. В обязанности экзорциста входило изгнание бесов из катехуменов, а также одержимых. Эконом: От греческого Οικονόμος. Эконом заведовал церковным имуществом. На эту должность избирались пресвитеры, диаконы, даже клирики, не имевшие иерархической степени, если они отличались честностью и практичностью. В своих действиях экономом отдавал отчет епископу. Эксцептор: В обязанности эксцептора входило составление стенографических мученических актов. | |
| |
Просмотров: 56 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |