22.05.2025, 07:33 | |
Черт: и чорт, олицетворенье зла, враг рода человеческого: нечистый, некошный, черная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан, шут, шиликун, шиш, шишига, отяпа, хохлик, бес; произносят чорт, чертить. В брани: черт его возьми, черт его знает, поди к черту, к чертям и пр. Сымать черта, с железного шпиля расшивы волжск. намазать его салом, когда ночью явится на нем электрический свет. Остроголовые черти: сказочное. Черт: род тюри, окрошки, крошеный хлеб с солью в воде, без приправы. Иногда водяного, редко лешего зовут чертом: вольно черту в своем болоте орать. Черт-рыба: Raja torpedo, бьет электрическим ударом. Чертенок, чертеня, чертененок: бранное бесёнок. Чертёнок, горное головня из угольной кучи, или недожженная руда.Волжское - электрический свет, на железном шпиле мачты. Снять чертенка, смазать шпиль салом. Чертенята, волжское каспийское - два бруска, связывающие поперек перо руля; после поворота, лоцман кричит: очисти чертенят! т. е. распутай бакштов, который цепляется за руль. Допился до чертиков: до белой, перепойной горячки. Чертовик: вятское - чертенок, чертеня. Чертовка: или пермское - чертиха, ведьма, колдунья; злая баба. Шутовка, лопаста, русалка. Чертова курица: большая болотная курица, камышник, Gallinula chloropus. Это чертова кукла. Обули Филю в чертовы лапти (обманули). Чертова сторонушка: (Финляндия, голый камень). Чертов палец: ископаемый белемнит, окаменелый слизень; скипевшийся, сплавленный, в виде пальцев, ударом молнии песок. Чертова рыба: сом. – гусли, шуточное - счеты. – грабли, бранное руки, пальцы. – орехи, водяные, рогатки, рогульки, чилим, Trapa natans. – чай, водка. – кус, – кукла, бранное, – борода, растение Tragoponon. – городище, скалистый гребень гор, издали похожий на развалины замка; куча надводных скал и камней в море. – дюжина, тринадцать. Чертовская работа: – придирки, брань и проклятие. Он чертовски лукав, хитер. Чертовщина: дьявольщина, бесовщина, все что относится к нечистой силе, чернокнижию. Он чертовщиной занимается, заклинаниями, вызываньем духов и пр. Чертовщинные заговоры. Чертать и чертаться, чертыкать (чертыхать) и чертыхаться, чертыжить, чертыжиться, чертыжничать, чертыкнуть (чертыхнуть): бранить, клясть, ругаться, поминая черта. Что ты чертыкаешься, я самого чертыкну! Чертыканье (чертыханье): действие по глаголу. Чертогон: крестьянское Чертогрыз: растение Scabiosa succissa. Чертолом: бранное ломовой извозчик, который ломит чертом, зря, не сворачивая. Чертопарь: пермское - плохо подготовленная к будущему году пашня, вспаханная один только раз. Чертоплешина: сильный удар плашмя по голове, нахлобучка. Чертопляс: вино, водка, хмельные напитки. Чертожина: бранно - копыл, рожен, торчек; рогатина и пр. Черторой: овраг, рытвина от воды. Чертополох: разные виды Cirsium и Carduus, колючая, сорная трава; мурат, мордвин, татарин, осот, волчец, репец, церковное - побыль (не поубел ли?), бодяк. В. И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка Чёрт — в славянской мифологии злой дух. Под различными прозвищами и синонимами является персонажем огромного количества сказок Восточной Европы, самый популярный персонаж русской демонологии. Фольклорист и историк А. Н. Афанасьев предполагал, что слово «чёрт» происходит от «чёрный» — названия цвета, обычно ассоциирующегося со злом. Однако, «чёрный» было всего лишь эвфемизмом для чёрта. По Фасмеру, праславянское *čьrtъ — «проклятый», родственно лит. kyrėti «злиться», гипотеза происхождения от лат. curtus, «короткий, обрубленный», менее вероятна. Сербский лингвист Любинко Раденкович – сербия - считает, что слово «чёрт» в русском языке является полонизмом чешского происхождения, попавшим в русский лексикон напрямую из польского или же через украинский язык в конце XVI — начале XVII века; в заимствованном из Польши литературном памятнике XVII века «Великое Зерцало» содержится повесть «яко не подобаетъ рабовъ звати: поиди, чертъ, или діаволъ». По мнению лингвиста и филолога И. С. Якубовича, праславянское *čьrtъ является производным от глагола *čersti / čьrtǫ «чертить, бороздить». Данная деривация совместима с гипотезой о том, что *čьrtъ первоначально являлся божеством, отвечавшим за предначертание человеческой. Из типологических соображений вероятно, что дальнейшая демонизация славянского «чертёжника» была связана с переосмыслением его функции как ангела смерти. Слово чёрт не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. У восточных славян часто выступает синонимом понятиям бес и близок понятию дьявол. Слово «чёрт» имеет множество аналогов и синонимов: дьявол, сатана, анчутка беспятный, просто «беспятный», козлоногий, бес, нечистый, лукавый, окаянный. При этом, однако, значения этих слов не всегда тождественны. К чёрту близки образы балтийского велняса (лит. velnias), шайтана у исламских народов, сурта германо-скандинавов. Зачастую чертями называют широкий пласт существ. Почти всегда в народной мифологии они отождествляются с лешими, водяными и русалками, банниками, домовыми, духом превращающими людей в ходячих мертвецов, иногда отождествляются с гномами и эльфами. Однако домовой считался более добрым «обрусевшим чёртом», характерные для чёрта облик и оборотничество к нему употребляются реже; ср. также с шишком — домовым некоторых финно-угорских и поволжских народов. Как имя демона ада имя чёрта не полагалось произносить вслух, по крайней мере — без особого повода. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему. Поэтому в обыденной речи, поминая чёрта, часто использовали эвфемизмы, например лукавый, нечистый, неназываемый, враг рода человеческого, шут и другие. В. И. Даль и С. В. Максимов перечисляют свыше сотни имен-эвфемизмов. Ещё в XIX веке «чёрт» имело двоякий смысл. С одной стороны, оно было довольно сильным ругательством и оскорблением. Консервативные люди того времени иногда связывали его с различными пугающими механизмами и дикими местами, например, с «чёртовым колесом» и десятками древних каменных арочных «чёртовых мостов», верили, что чёрт, водяной и русалки живут на мельницах, в таком смысле синонимы слова используется поныне, например: «шайтан-труба», «сады дьявола». В христианской народной мифологии сложились давние и устойчивые представления о внешнем виде чертей, точнее их телесного образа, так как черти — ещё и злые духи. В представлениях о чёрте сохранились остатки индоевропейской мифологии с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало, и смешались с иудеохристианскими представлениями о Дьяволе и падших ангелах. В представлениях о чёрте прослеживается сходство с греческим Паном — покровителем скотоводства, духом полей и лесов, и Велесом (прибалтийское - Вяльном). Однако христианский чёрт, в отличие от своих языческих прототипов, не является покровителем скотоводства, а является вредителем людям. Черти в поверьях принимают вид животных старого культа — козлов, волков, псов, воронов, змей и т. д. Считалось, что черти имеют в целом человекоподобную (антропоморфную) внешность, но с добавлением некоторых фантастических или чудовищных деталей. Наиболее распространённый облик идентичен изображению античных Пана, фавнов и сатиров — рога, хвост и козлиные ноги или копыта, иногда шерсть, реже свиной пятачок, когти, крылья летучей мыши и т. п. Обладают широкими способностями к оборотничеству, невидимости, полётам. Могут превращаться в различных существ и людей, в камни и предметы. Черти стерегут драгоценные клады, это описано, например, в произведениях «Ночь перед Рождеством», «Скрипач в аду» и др. балто-славянских сказках. Этим они похожи на гномов германо-скандинавского фольклора. Иногда, являясь в облике человека, платят за услуги кучей мусора или навоза, которую люди выкидывают, но с рассветом видят, что не выкинутые остатки мусора превратились в золото. Существует много русских народных сказок об этом персонаже. Это «Шабарша» и «Чёрт-заимодавец» схожего сюжета, это «Чёрт и мужик», «Солдат и чёрт» и другие, а также «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Он предстаёт комическим персонажем, в надежде заполучить душу тщательно работает по договору с кем-либо, но постоянно обманывается с помощью мужицкой смекалки. В русских и славянских сказках облик чёрта почти не описан. Но это ярко сделал Н. В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»: Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу. Дальше по сюжету чёрт также обзывается «немец проклятый». Он водится с ведьмами, которые в ряде других сказок летают на нём на шабаш. Пролетает через дымоход. Боится христианского креста, знамения и святой воды. Исчезает с третьим криком петухов и первыми лучами солнца.
| |
| |
Просмотров: 12 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |