Не спасет дягтярный крест, коли не спас животворящий (о дегтярном кресте на воротах, от падежа). В.И.Даль Животное-тварь.
14 августа знаменует собой начало Успенского поста — одного из строгих и коротких постов церковного года. Верующие начинают готовить душу к празднику Успения Богородицы. В этот день совершается малое водоосвящение, и святую воду приносят домой.
Особая традиция — освящение мёда нового сбора. Отсюда и народное название — Медовый Спас. Люди благодарят Бога за первый урожай, приносят в храм горшочки с мёдом, а затем угощают им родных и соседей. Этот день — сочетание духовного очищения и благодарения за земные плоды.
Также читается особый чин поклонения Кресту — верующие прикладываются к Кресту, просят у Господа защиты, укрепления веры и здравия. Поскольку день связан с Крестоносными шествиями, в некоторых храмах по традиции совершаются крестные ходы.
По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси августа года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа ». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:
"А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.№
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон.
Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе
Второй — Преображение Господне,
Третий — Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград.
Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.
Тропарь и кондак празднику
Тропарь, глас .
Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.
Кондак, глас .
Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир
Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот — Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Происхождение Честных древ Креста Господня.
Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец — источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода — святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.
Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Савин Истома. Сольвычегодск (?). Начало XVII в. Москва, ГТГ
Храмы в честь происхождения Креста Господня
В Москве в Симоновом мужском монастыре над древними западными вратами между 1591 и 1953 гг. был построен небольшой храм Всемилостивого Спаса, или по-другому церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Ежегодно августа, в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, из храма совершался крестный ход на Москву-реку для освящения воды.
Храм был закрыт вскоре после Октябрьской революции 1917 г. Его взорвали с большей частью построек древней обители в январе 1930 г.
Утраченная церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Симоновом монастыре в Москве. Альбом «Виды церквей и зданий Московского ставропигиального, первоклассного Симонова монастыря 28-го марта 1839 года»
В честь происхождения Честных Древ Креста Господня освящен придел Преображенского собора Спасо-Прилуцкого мужского монастыря в Вологде. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще прп. Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, решено было, с благословения митрополита Московского Даниила, построить каменный.
Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин.
Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор.
Это был первый каменный храм в Вологде. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1813-1817 годах провели работы по восстановлению собора. Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря РПЦ началось в 1990 году.
Собор Спаса Преображения Спасо-Прилуцкого мужского монастыря
|