Погребение, поминальные дни, поминки
24.01.2025, 13:02

Погребение - ингумация: размещение тела умершего человека в землю. Погребение осуществляется путём выкапывания могилы - траншеи, размещения в ней тела умершего и засыпании его грунтом. Люди рода Homo начали хоронить в земле умерших не менее, чем 120000 лет назад. Целенаправленное погребение умерших людей свидетельствует о существовании в ранних человеческих обществах идей о загробной жизни или о небезразличном (особом) отношении к умершим сородичам, которое крайне редко встречается у других живых существ.

Христиане чаще всего хоронят умерших в гробу, который в свою очередь опускается в могилу или гробницу в склепе.

Православные христиане опускают гроб в могилу так, чтобы покойный лежал головой на запад и ногами на восток, следовательно, его лицо будет обращено на восток.

Это - знак ожидания наступления Второго пришествия Иисуса Христа, а также знак, что усопший идёт от заката - запада жизни, к вечности - востоку.

Гроб опускают в могилу на полотенцах или верёвках. При опускании гроба также поётся Трисвятое. Эта песня ангелов символизирует переход умершего в ангельский мир.

При христианском погребении не используется музыка, погребение представляет собой богослужебный обряд, в православном храме за богослужением музыка не употребляется.

При погребении христианина все присутствующие христиане как правило держат в руках зажжённые свечи. Пение продолжается до тех пор, пока над могилой не вырастет холмик и цветы с венками не закроют его.

Первым со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме.

Далее священник бросает землю на покойника до закрытия крышки гроба. Закрытый гроб опускают в могилу, священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зёрнами пшеницы, и землёй. Затем каждый, кто провожает умершего в последний путь, бросает в могилу свою горсть земли.

Над могильным холмиком устанавливается крест, как символ Спасения. Крест ставится восьмиконечный, из любого материала, но обязательно правильной формы. Он устанавливается у ног покойного, Распятием к лицу усопшего, чтобы при воскресении из мёртвых, восстав из земли, христианин смог взирать на предвестие победы Христа над смертью, над дьяволом.

Можно также установить любой памятник, главное, чтобы на нём было изображение православного креста. На могильный холм устанавливают венки, в центре — кладут цветы. Теперь все желают покойному Царствия Небесного и уходят поминать усопшего.

Могилы христиан должны содержаться в чистоте и порядке, быть благоустроенными и ухоженными.
Особо регламентировались погребальные обряды лиц, причисленных к царской фамилии.
Погребение заживо. Погребение заживо — способ смертной казни, убийства или пытки, а также возможный результат несчастного случая, например, при обрушении зданий, авариях в шахтах и т. п., когда живой человек оказывается погребён под слоем земли, обломков и т. п.

Кроме того, возможно ошибочное погребение заживо: похороны живого человека, ошибочно считаемого мёртвым, — к примеру, находящегося в состоянии летаргического сна.

Страх быть погребённым заживо - тафофобия - является одной из распространённых человеческих фобий. По российскому законодательству умышленное погребение заживо, приведшее к смерти, квалифицируется как убийство, совершённое с особой жестокостью.
Как способ смертной казни известно в Древнем Риме. К примеру, весталка, нарушившая обет девственности, погребалась заживо с запасом пищи и воды на один день, что не имело особого смысла, так как смерть обычно наступает от удушья в течение нескольких часов. Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики.

В 945 году княгиня Ольга приказала закопать живьём древлянских послов вместе с их ладьёй. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В Запорожской Сечи убийцу хоронили заживо в одном гробу с его жертвой.

Вариант казни — закапывание человека в землю по шею, обрекающее на медленную смерть от голода и жажды. В России в XVII — начале XVIII века заживо закапывали в землю по шею женщин, убивших своих мужей. 

По сведениям харьковского музея Холокоста, подобный вид казни использовали нацисты по отношению к еврейскому населению СССР во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.

Случайное погребение человека, находящегося без сознания или в летаргическом сне, встречалось довольно редко, и не всегда дело доходило до самого погребения. К примеру, в 1344 году итальянский поэт Франческо Петрарка впал в летаргию, был сочтён мёртвым и пролежал в таком состоянии  часов (причём, в соответствии с итальянскими законами того времени, умершего полагалось похоронить в течение суток после его смерти), после чего пришёл в себя, шокировав этим присутствовавших.
Считается, что при современном уровне медицины в развитых государствах ошибочное погребение заживо исключено полностью. Однако неоднократные случаи неверного установления смерти — как правило, вследствие ошибки обывателей или безграмотности врачей — зафиксированы и в наше время.

Скудельница - скудельня, божий дом, божедомка, убогий дом, усыпальня, започивальня) — старинное русское название общей могилы, погоста или кладбища для странников, за погребенье которых некому было платить. Здесь также хоронили самоубийц и лиц, погибших внезапно, без причащения и покаяния.

Слово древне-русское "скудѣль" обозначает «глиняный сосуд, черепок»: в старину скудельницами назывались места, богатые глиной и к посевам не пригодные. Когда глину всю выбирали, место отдавали под погребение странников, нищих, инородцев и умерших в эпидемиях. В результате название могло переосмысляться в связи со словом «скудость».

Название происходит от евангельского рассказа, по которому первосвященники, получив от Иуды обратно 30 серебреников, купили «село скудельниче в погребение странным».

В первый раз упомянуто о скудельнице в Новгородском летописце 1230 года, что архиепископ Спиридон поставил в Новгороде скудельницу у храма Двенадцати апостолов в яме на Прусской улице.

Под 6738 (1230) годом в Воскресенской летописи имеется запись: «Того же лета бысть мор силен во Смоленци, сотвориша 4 скудельницы и положиша: в дву 16 тысящ, а в3 -й 7000, а в4 -й 9000; се же бысть по два лета».

В Софийском временнике под 1474 годом в первый раз упоминается о селе скудельничем в Москве. Убогие домы были по всей России, первые — в Новгороде, Киеве, Владимире, Москве.

Ежегодно в Семик (четверг перед Троицей), когда церковь поминает всех прежде почивших христиан — на скудельницы из ближайшего монастыря отправлялся крестный ход.

Народ приходил туда с гробами, одеждами и саванами для мёртвых и погребал лежавшие там тела «заложных» покойников. После этого собравшимся нищим раздавалась милостыня и принесённые съестные припасы (блины, пироги, калачи и др.).

При этом присутствовал иногда и государь и бояре. Царь Алексей Михайлович, особенно уважая этот обряд, устраивал и посещал убогие дома.

Со скудельницами связана история жизни преподобного Даниила Переяславского. После ухода из Пафнутьево-Боровского монастыря он ухаживал за скудельницами, находившимися на окраине Переславля-Залесского, а впоследствии, после того, как похоронил в них неизвестного странника, который лишь произносил одно слово «дядюшка», загорелся желанием построить над ними церковь.

Сам Даниил Переяславский говорил, что именно благодаря этому безвестному страннику он и построил храм, а впоследствии — и Свято-Троицкий Данилов монастырь.
Английский дипломат, в 1588 году посетивший Москву, пишет: «в зимнее время, когда все бывает покрыто снегом и земля так замерзает, что нельзя действовать ни заступом, ни ломом, они не хоронят покойников, а ставят их - сколько ни умрёт в течение зимы - в доме, выстроенном за городом, который называют Божедом, или Божий дом: здесь трупы накладываются друг на друга, как дрова в лесу, и от мороза становятся твёрдыми, как камень; весной же, когда лёд растает, всякий берёт своего покойника и предаёт его земле».

В середине XIX века Даль писал, что божедомки «в основном были уничтожены в 1767 году, но местами, в основном на севере» сохранялись и в его время. Он же сообщает, что над общими ямами читали молитву в Дмитриеву субботу и иногда ставили переносные часовни.

Панихида — «всенощная» от «весь, целый» - «ночь») — у христиан церковная служба по умершему в сам день похорон, а также на третий, девятый или сороковой день после смерти либо в годовщину его смерти или рождения.

Другое название полной панихиды — «стояние возле», «место стояния»; оно было предложено и использовано в Требнике Петра Могилы в 1646 году. Сокращённая панихида именуется в России заупокойной литиёй.
Не следует путать с гражданской панихидой — траурными речами, посвящёнными памяти умершего возле гроба или урны с прахом. Чинопоследование панихиды изложено в «Требнике».

Согласно указанию в Требниках, панихида должна совершаться в церкви; но очень часто она совершается в доме умершего, на кладбище перед могилой; в отдельных случаях панихида совершается на месте смерти. Панихида может совершаться в самые различные дни: на 1-й, 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, а также в годовщину его смерти, в день рождения и именин и т. д.

Краткая панихида носит название заупокойная лития, её чинопоследование изложено в некоторых требниках.
Панихиды, совершаемые во Вселенские родительские субботы, именуются Вселенскими.

В Православных церквах родительские субботы — дни особого поминовения усопших; среди них особо выделяются Вселенские — Мясопустная и Троицкая, когда совершается общецерковное поминовение всех крещёных христиан. Иногда указывают, что остальные родительские субботы Вселенскими не являются, однако 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста также являются днями, когда поминают всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших.

Дни особого поминовения усопших в России
Богослужебный календарь Русской православной церкви содержит дни особого поминовения усопших.
Суббота мясопустная: 28 января (10 февраля), за неделю до Великого поста, суббота перед Неделей о Страшном Суде;

Суббота 2-й седмицы Великого поста:     17 февраля (2 марта);

Суббота 3-й седмицы Великого поста:    10 (23) марта;

Суббота 4-й седмицы Великого поста:   17 (30) марта;

Радоница:   24 апреля (7 мая),  9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы;

Поминовение усопших воинов: 26 апреля (9 мая),   фиксированная дата

Суббота Троицкая:  2 (15) июня,  накануне дня Святой Троицы

Суббота Димитриевская:  20 октября (2 ноября), суббота перед 26 октября (8 ноября) — днём памяти великомученика Димитрия Солунского.

Кроме того, 13-я глава Типикона предусматривает возможность дополнительного церковного поминовения усопших в суточном круге богослужения в обычные субботы и в субботы малых постов при отсутствии в эти субботы больших праздников.

В России приняты также несколько дней поминовения усопших, о которых не упоминается в богослужебном уставе:
День Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября) распоряжением императрицы Екатерины II в  году объявлен днём поминовения православных воинов;
Покровская суббота.

Поминки - поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ, поминальный обед, поминальная трапеза — обряды, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище, непосредственно после погребения и в определённые сроки поминовения.

Поминки по усопшему в византийско-славянской христианской традиции проводятся трижды.

Первые поминки — в день похорон, то есть на третий день, принимая за первый день отсчёта сам день смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи;

Вторые поминки — на девятый день;

Третьи — на сороковины (40 дней).

В дальнейшем поминки устраивают через год (то есть на первую годовщину смерти), на которые приходят все, кто желает помянуть, в этот день обычно принято посещать могилу умершего.

Потом поминки уже в тесном семейном кругу проводят на каждую годовщину кончины, на день рождения и на именины умершего. Поминки бывают двух родов: частные, имеющие в виду одного конкретного умершего, и общие, устраиваемые в память всех покойников.

Традиция проведения поминок уходит корнями в далёкое прошлое. В христианской традиции обычай поминок в основном сводится к поминальной трапезе. Но поминки — это не просто еда, это особый ритуал, цель которого — помянуть человека, отдать ему дань уважения, вспомнить о его добрых делах.

Православные христиане в процессе поминальной трапезы молятся об упокоении души умершего. Каждое действие во время поминок наполнено сакральным смыслом, поэтому и меню такой трапезы необычно.

В отдельных регионах на поминки стараются без приглашения не приходить; в других же, напротив, приходят все, кто сможет присутствовать и имеет желание вспомнить скончавшегося, как дань уважения его семье. Засиживаться долго также не совсем в правилах, тем более если вы не были очень близки умершему человеку.

Поминальная трапеза после похорон. Такие поминки устраивают непосредственно после похорон усопшего. Они проходят в память и честь чудесного воскресения Иисуса Христа на третий день и в образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося остаётся на земле, находясь рядом с родными и посещая под сопровождением Ангела памятные ей места, которые притягивают её воспоминанием земных радостей и горестей, злых и добрых дел.

В третий же день Господь повелевает ей вознестись на небо и впервые предстать для поклонения перед Богом. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред Лице Правосудного.

Проводить поминки можно в доме усопшего или в любом другом месте. В современном мире поминальный обед зачастую устраивают в кафе или ресторане, поэтому проблем с подготовкой к кушанью обычно не возникает. Если же было принято решение поминать в доме почившего, то необходимо как следует подготовиться к этому событию.

Приготовления к трапезе заканчиваются, когда гроб с телом умершего доставляют на кладбище и хоронят. В первую очередь, в доме обязательно следует навести порядок, провести тщательную уборку, причём её стараются сделать до того, как покойника опустят в могилу, хотя по времени это трудно подгадать.

Расставляют мебель, моют полы, весь накопившийся за три дня мусор сметают по направлению от большого угла к порогу, собирают и сжигают. Полы требуется мыть тщательно, особенно углы, ручки и порог. После уборки комнату окуривают дымом ладана или можжевельника. Уборку обычно делают сторонние люди, не состоящие в кровном родстве с покойным или/и членами его семьи.

Когда все возвращаются с кладбища, начинается трапеза.
Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом её кто-нибудь из близких читал 17-ю кафизму из Псалтири перед святыми иконами с зажжённой лампадой или свечой.

Непосредственно перед едой читают христианскую молитву «Отче наш», в идеале лучше начать с чина литии, совершаемого мирянином, или прочесть 90-й псалом.

В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать почившего. На протяжении всего застолья вспоминают усопшего. Разговор за столом должен быть благочестивым, недопустимы смех, сквернословие, весёлые песни, воспоминания о неправедных поступках покойника и прочие разговоры на отвлечённые темы, непристойные для такого мероприятия, например, беседы о политике или на бытовые темы. Всех пришедших обычно усаживают за стол со словами «просим разделить наше горе».

Прежде чем сесть за стол, каждый гость обязательно должен вымыть руки и умыться, вытереться чистым полотенцем. Нельзя приступать к трапезе, не осенив себя крестным знамением.

Существует и особый порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола усаживают хозяина дома, по обе стороны от главы семьи располагаются родственники в порядке близости родства к умершему по старшинству. Детям, как правило, выделяют отдельное место в конце стола.

В некоторых случаях, по согласию с близкими родственниками умершего, их сажают рядом, по обе стороны, с отцом или матерью, если умер кто-либо из родителей.

Место, где обычно сидел покойный, в некоторых традициях оставляют незанятым, а спинку стула украшают траурной лентой или веткой ели. Во время поминок для умершего кладут тарелку, обеденный прибор, часть блюд, которые ставятся перед его портретом. Эта традиция не является православной, как и занавешивание зеркал, скорее всего это отголосок языческого прошлого.

Первым блюдом на поминальном столе выступает кутья (коливо) — каша из цельных зёрен риса или пшеницы, заправленная мёдом и изюмом. Зёрна служат символом Воскресения, а мёд и изюм — сладость, которой наслаждаются праведники в Царстве Небесном.

Кутья должна быть благословлена - освящена - во время панихиды; если такой возможности нет, то можно просто побрызгать её святой водой и прочитать любую известную молитву. Это блюдо непременно должен хотя бы попробовать каждый присутствующий. Сначала его отведывают ближайшие родные и друзья и только потом — все остальные.

Нельзя поминать усопшего за столом водкой или другими крепкими алкогольными напитками. Кроме кутьи, обязательным поминальными блюдами на Руси считаются традиционные для русской кухни блины и кисель.

Блины принято употреблять с мёдом, а кисель пьют после поминок все уходящие. Его, как и кутью, должны попробовать все гости.

Ещё одним традиционным напитком на поминках может быть сыта - мёд пополам с водой. Её обычно подают вместе с кутьёй в самом начале поминок.

Прочая еда на поминальной трапезе подаётся с соблюдением требований поста, в постные дни — постная, в иные — скоромная.

Пища на столе должна быть простой, без изысков, так как последние мешают процессу поминок. Сервировка стола — обычная. Пищу подают в обычной посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.

Поминальный стол можно украсить ветками ели, брусники, мирта, чёрной траурной лентой. Скатерть стелют однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушённых тонов, которую по краям можно декорировать чёрной лентой.

При каждой смене блюд православные стараются прочесть краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея, раб Твоих) новопреставленного (-ой, -ых) (имя), и прости ему (ей, им) вся согрешения его (её, их) вольная и невольная и даруй ему (ей, им) Царствие Небесное. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Благодарить за угощение не принято. То, что не успели съесть непосредственно за столом, отдают с собой - «на вынос», чтобы помянули, придя домой. Часть еды можно отнести в церковь на поминовение души.

Во время Великого поста, если поминки - третий, девятый, сороковой дни, годовщина - приходятся на его первую, четвёртую и седьмую неделю, родные и близкие усопшего никого не приглашают.

Эти недели — особенно строгие. За столом в такие дни принято собираться лишь самым близким покойному людям: родителями, супругам, детям, внукам, братьям и сёстрам, ближайшим друзьям.

Если день поминок пришёлся на будний день других недель Великого поста, поминки переносят на субботу или воскресенье.

На поминках мужчины должны быть без головных уборов, а женщины, напротив, с покрытой головой. Если людей пришло много, то усаживаются в несколько заходов.

На поминки в день прощания с усопшим могут быть приглашены все, кто был на кладбище, так как поминальная трапеза проводится сразу после похорон, особо приглашались те, кто непосредственно помогал с похоронами, обмывал и обряжал покойного, читал Псалтирь, рыл могилу, нёс гроб с телом, читал молитвы, духовенство и церковный причт, участвовавшие в отпевании покойника и сопровождавшие гроб на кладбище.

В дореволюционной России старались пригласить убогих и нищих, поскольку поминки — милостыня для всех, кто на ней присутствует.

Поминальная трапеза на девятый день - девятины. Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней. Затем, на девятый день, Господь повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение и душа с трепетом и страхом снова предстаёт перед Ним. Поминовение и молитвы в этот день помогают ей пройти это испытание достойно, все просьбы к Господу — о водворении души усопшего вместе со святыми.

В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.

Поминальная трапеза на сороковой день: сороковины, сорочины. Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божества, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. На выбор для особого поминовения 40-го дня также существенное влияние оказало и то, что Иисус Христос по Воскресении Своём вознёсся на Небо святое именно в этот срок.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда, на -й день, решается её участь — по земным делам усопшего и его духовному состоянию души Господом назначается место пребывания в ожидании Страшного Суда. Это происходит после того, как она в период с -го до -го дня ходит по мытарствам и познаёт совершённые грехи.

Поминовение и молитвы в сороковой день — чрезвычайно важны. Они в этот день призваны постараться загладить грехи покойного. Если усопший был крещён, то в этот день его родные идут в церковь и подают записку «Об упокоении». Эта записка читается на литургийном поминовении.

Считается, что желательно молиться на этой литургии в храме. Иногда просят священника послужить панихиду на могилке усопшего. Но и после него поминовение не прекращается, только теперь оно бывает в памятные дни — день рождения, смерти, именины покойного.

Посещение кладбища в день рождения усопшего — древняя традиция, поощряемая церковью.

На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Для православного верующего день смерти ближнего — это день рождения в новую, вечную жизнь, и проводить его в эту новую жизнь надо достойно и благочестиво.

Категория: Церковь православная | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: поминальные дни, поминки, погребение, православие, Русь мудра, К пословицам
Просмотров: 25 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar