25.12.2024, 16:34 | |
Новый год —календарный праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня текущего года в первый день следующего года. Отмечается многими государствами и их гражданами в соответствии с принятыми традициями. Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю. Однако в других странах мира дата начала нового года может отличаться. Например, в азиатских странах, где принят лунный и лунно-солнечный календарь, Новый год приходится на промежуток между 21 января и 21 февраля, то есть на первое новолуние в Водолее. В России традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в 1699 году — соответствующий указ подписал Пётр I. В Древней Руси первоначально был принят отсчёт нового года с 1 марта или со дня весеннего равноденствия по юлианскому календарю (летоисчисление шло от Сотворения мира). Отголоском этого в восточнославянской традиционной культуре является обычай встречать (звать, кликать) весну и выпекать для этого небольшие булочки в виде птиц («жаворонки», «кулики»). В день Святой Евдокии (1 марта) или в день Сорока мучеников Севастийских (9 марта) дети собирались на пригорках и возвышенностях, поднимали вверх испечённых «жаворонков» и пели «веснянки», чтобы ускорить прилёт птиц и приход весны. Мартовский стиль преобладал в средневековой Руси до 1492 г., хотя летоисчисление по сентябрьскому стилю также встречается в древнерусских летописях. Русская православная церковь до сих пор использует сентябрьский стиль в своём богослужебном календаре, согласно которому церковное новолетие начинается 1(14) сентября. В связи с введением новой пасхалии в 1492 г. при великом князе московском Иване III Васильевиче возобладал сентябрьский стиль. Впоследствии в этот день на Соборной площади Московского Кремля происходило молебное действо «О начатии нового лета», в котором участвовали царь и патриарх Московский и всея Руси совместно с боярами и Освященным собором при большом скоплении служилых и посадских людей. Действо включало в себя шествие под колокольный звон сначала патриарха с духовенством, затем царя с боярами к своим местам на помосте, благословение патриархом государя, обоюдное поздравление боярами и духовенством царя и патриарха с новолетием, а затем поздравление царём народа, при котором собравшиеся на площади кланялись до земли царю, а царь кланялся народу. К празднованию новолетия приурочил своё венчание на царство в 1598 г. Борис Фёдорович Годунов. Указ Петра I от 19(29) декабря 1699 г. установил летоисчисление в России от Рождества Христова, а начало нового года, согласно указу от 20(30) декабря 1699 г., было перенесено на 1 января по примеру ряда европейских стран. При этом был оставлен юлианский календарь, который на тот момент отставал от принятого в Европе с 1582 г. григорианского календаря (введённого папой Римским Григорием XIII) на 10 дней, поэтому в России новый год наступал позднее, чем в европейских странах. Указ Петра I был попыткой сконструировать Новый год как общегосударственный праздник с установленным набором ритуальных действий (праздничное веселье, пальба из пушек, фейерверки, взаимное поздравление с Новым годом, украшение домов хвойными деревьями и ветками), однако после смерти Петра его рекомендации по организации праздника в некоторой степени были забыты (наряженная ёлка появилась в России под немецким влиянием в 1840-х гг. как символ Рождества, а не Нового года). Начало нового года по григорианскому календарю было установлено в Советской России 26 января (8 февраля) 1918 г. Старый Новый год — это новогодний праздник, отмечаемый по юлианскому календарю. С 1901 до 2100 года разница между григорианским и юлианским календарями составляет 13 дней и, в соответствии с юлианским календарём, Новый год выпадает на ночь с 31 декабря (13 января) на 1 января (14 января). Он является, по сути, историческим эхом смены летоисчисления. Отмечается в России, Беларуси, Украине, Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Сербии, Швейцарии и в других странах мира. Декретом о введении в Российской республике западноевропейского календаря, что было частью общемировой тенденции унификации исчисления времени. Праздничным и выходным днём Новый год стал только с 1 января 1948 г. После введения григорианского календаря в России сформировалась традиция кроме официального Нового года отмечать эту дату и по юлианскому календарю («старый Новый год») как неофициальный домашний праздник. Советский новогодний ритуал как государственный праздник, призванный заместить собой запрещённое Рождество, начал формироваться с конца 1935 г., когда в газете «Правда» появилась статья П. П. Постышева «Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку!». Советский Новый год заимствовал у рождественского праздника главный атрибут – наряженную ёлку, основные формы ритуального поведения (веселье, ряжение, дарение подарков, украшение домашнего и общественного пространства праздничной символикой), а также ряд знаковых текстов, относившихся к Рождеству (например, песня «В лесу родилась ёлочка», 1906). Новый смысл получила звезда (первоначально – символ Вифлеемской звезды) на вершине ёлки – она стала обозначать символ Красной Армии и приобрела пятиконечную форму. Из рождественской символики был заимствован и персонаж-даритель – Дед Мороз, который с появившимися у него позже помощниками (Снегурочкой, снеговиком, лесными зверями) стал главным действующим лицом новогодней «ёлки» – общественного праздничного мероприятия для детей, имеющего устойчивый сюжет и набор персонажей. В 1950–1980-х гг. в СССР был сформулирован основной алгоритм Нового года как общенародного праздника с устойчивым набором символов, атрибутов и ритуального поведения. Этому способствовала пропаганда праздника в печатных текстах, новогодних открытках, публицистике, песнях, кинофильмах и мультфильмах с новогодней тематикой, формировавших в общественном сознании образцы правильного новогоднего поведения, включающего в себя веселье, танцы, праздничное застолье с шампанским и мандаринами, дарение подарков, украшение ёлки. Впервые советский новогодний ритуал был описан в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» (1939). В структуре праздника отчётливо выделяются две составляющие – публичная сфера и неофициальная домашняя. К публичной относятся различные варианты праздничных мероприятий для детей под названием «ёлка», проводившихся в детских садах, школах, дворцах культуры и других общественных учреждениях и имевших постоянную драматургию (Дед Мороз, Снегурочка и их помощники побеждают злые силы, чтобы принести детям подарки и зажечь огни на новогодней ёлке). Празднование включало в себя общение детей с главными персонажами праздника, чтение стихов, соревнования в ловкости, хоровод вокруг ёлки и раздачу подарков, заранее оплаченных родителями. Наиболее престижными считались «ёлки» в Кремлёвском Дворце съездов и Доме Союзов в Москве. Домашняя сфера включала в себя украшение живой или искусственной ёлки, обмен подарками, обильное застолье с большим количеством блюд, на которое приглашались родственники и друзья. С развитием телевидения стало принято сопровождать застолье просмотром специальных новогодних программ – поздравления главы государства (с 31 декабря 1970 с перерывами), трансляции боя курантов на Спасской башне Кремля, музыкально-развлекательной программы «Голубой огонёк» (выходила с 1962 по 1987, возрождена в 1998), фильмов с новогодней тематикой. Единообразный алгоритм празднования Нового года в 1990-х гг. в постсоветской России стал разрушаться под влиянием как социально-экономических изменений, так и западной массовой культуры. С одной стороны, воспроизводятся советские модели праздника: маркируется меню новогоднего стола с салатом оливье, мандаринами и шампанским, в новогодний телеэфир включаются передача «Голубой огонёк», культовые отечественные фильмы и их ремейки (в частности, «Ирония судьбы. С другой стороны, в традиции празднования Нового года привносятся западные рождественские символы, формы поведения (вывешивание рождественского венка, носков для подарков от Санта Клауса, производство адвент-календарей, адаптированных под Новый год и др.) и образы, подобно Санта Клаусу, на упряжке оленей. Празднование Нового года и обрядность в славянской традиции В 18 – начале 20 вв. Новый год у образованных слоёв общества формируется как светский праздник, на который принимали гостей и ходили в гости, устраивали балы, посещали концерты и театры, а в народной и отчасти городской среде этот день становится частью празднования святок. В русской и других славянских традициях Новый год – один из трёх праздников святочного календарного цикла, объединённого общей сакральной и мифологической семантикой пограничного, поворотного времени. Поскольку этот праздник приходится на день памяти Святого Василия Кесарийского - 1(14) января, у православных славян и святого Сильвестра у католиков, сам Новый год, а также его канун часто называются по именам этих святых: вост.-слав. Васильев день, Василий, Васильева коляда. Празднование Нового года подчинено единой структуре, повторяющейся во всех трёх сакральных датах святочного цикла и включающей в себя канун праздника с ритуальным застольем и сам праздничный день. В славянские наименования кануна Нового года входят ключевые святочные концепты – коляда (слово, обозначающее Рождество и святки в целом) и кутья (от названия основного ритуального блюда из цельных зёрен пшеницы и мёда, обязательного для застолий в кануны всех трёх святочных праздников), а также лексика со значениями богатства и пищевого изобилия: рус. Жирная коляда, белорус. Багата, Тоўста, Шчодра каляда, укр. Щедра кутя, Щедруха, Щедрий вечiр, польск. Szczodry wieczór и др. В отличие от канунов Рождества и Крещения с их постной пищей, застолье в канун Нового года было скоромным и подчёркнуто обильным, что было призвано обеспечить сытую и богатую жизнь в наступающем году. У восточных славян ужин в канун Нового года начинался с кутьи, первая ложка которой предназначалась для святого Василия. Обязательными были мясные блюда, как правило свинина (целый поросёнок, свиная голова или студень из неё), поскольку святой Василий Кесарийский в народном календаре считался покровителем свиней. В соответствии с «магией первого дня» Новый год проводили весело, чтобы веселиться весь год. На удачу и благополучие в наступающем году, как считалось, влиял первый гость (вост.-слав. полазник), пришедший утром в дом. Наиболее благоприятным считался приход крепкого, здорового мужчины или мальчика, тогда как приход женщины был негативным знаком. Большинство обрядовых действий, совершаемых в народной традиции на Новый год и накануне его, соотносимо с рождественскими практиками. Сюда относятся ритуальные обходы домов группами ряженых (вост.-слав. щедровщики, польск. szczodraki, болг. сурвакари) с исполнением щедровок – песен, содержащих благопожелание хозяевам дома. Хозяева одаривали исполнителей едой и деньгами. По составу участников и репертуару новогодние обходы близки рождественским обходам колядников. Ранним новогодним утром дети обходили дома, совершая посевание – разбрасывали зёрна злаковых культур по углам дома и посыпали ими порог с пожеланиями счастья, здоровья, урожая и приплода скота. К анун Нового года и сам праздник, как и весь святочный период, был временем гаданий о судьбе, будущем урожае и девичьих гаданий о замужестве. Новый год первый час дня набирает. В.И.Даль. Месяцеслов. Все пословицы со словом Новый год | |
| |
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |