15.06.2025, 15:44 | |
Гарнец: (от глаг. горнуть, загребать) мера сыпучих тел, особенно хлеба, осьмая доля четверика, 1/64 четверти. - Самая посудина в эту меру, деревянная или железная. Гарнцевый, мерою в гарнец, или до гарнца отнсящееся. Высеял с гарчик, а собрал со ставчик, с чашку. Гарник или гарныш: московское псковское смоленское - горшочек, кашничек. В.И.Даль Толковй словарь живого великорусского языка Гарнец — русская дометрическая единица измерения объёма сыпучих тел: ржи, крупы, муки и тому подобное, равная 1/8 четверика (3,2798 литра). Также так называли деревянную или железную посудину (горшок) в эту меру (само слово по происхождению также связано со словом «горшок» и далее с семантикой горения). В настоящее время гарнец используется только в коневодстве. В России гарнец был мерою сыпучих тел, составляющая 1/8 четверика, 1/64 четверти, которая составляла 1/4 старинной меры, называвшейся кадью или оковом. Гарнец (гарнц) = 3,28 литра. Бочка — мера жидкостей — содержит 72 гарнца, корец — мера сыпучих тел — 32 гарнца. В Галиции гарнец был равен 3,844 литра. По Указу Петра Алексеевича в 1710 году порции офицерские — два фунта хлеба в день, два фунта мяса, кварта пива, гарнец круп (соли гарнец на месяц) каждый по чину. Гарнец (гарнц) — мера сыпучих тел: 0,5 четверика, 1/64 четверти = 3,28 литра. 1 гарнец = 1/64 четверти = 1/32 осьмины = 1/8 четверика. 1 гарнец = 1/4 ведра = 12 стаканам = 3,276 л на 1815 год = 3,28 дм³ (л) на 1902 год. 1 полугарнец (пол-малый четверик) = 1 штоф = 6 стаканам = 1,64 л. В Указе от 11 октября 1835 года «О системе Российских мер и весов» гарнец был определён как объём, вмещавший 8 фунтов перегнанной очищенной воды. В некоторых местностях в ходу было слово «гарник» или «гарныш», что означало горшочек, кашничек: «Высеял с гарчик, а собрал со ставчик (с чашку)». До присоединения к России Царства Польского в нём был «коронный гарнец», утверждённый в 1716 году, а в Великом княжестве Литовском — «литовский гарнец», утверждённый в 1766 году. Эти оба гарца делились на четыре кварты по четыре кварточки. Коронный гарнец = 3,77 литра; Литовский гарнец = 2,82 литров. При присоединении к России Царства Польского гарнец (гарнц) был принят в четыре литра, с прежними подразделениями, на четыре кварты по четыре кварточки. Гарнец широко применялся в Польше. В разных областях Польши гарнец имел разную величину. Так: 1 хелминский гарнец = 7,12 литра (до 1714 года); 1 краковский гарнец = 2,75 литра; 1 варшавский гарнец = 3,77 литра; 1 новопольский гарнец = 4 литра (с XIX века). В Великом княжестве Литовском Сейм в 1766 году утвердил гарнец малый (шинковый), равный 2,8237 л, и гарнец большой (цеховой) — 5,6474 л. Гарнцевый сбор (от слова «гарнец») или - Отмер, отчисление в пользу владельца мельницы определенной части сданного зерна в качестве платы за перемол. Позднее, после 1930 года — плата за помол и переработку в крупу зерна, за обдир риса, взимаемая в натуральной форме всеми государственными, кооперативными и колхозными мельницами и крупорушками. Обычай уплаты за помол зерном возник ещё в период натурально-хозяйственных отношений и сохранился в России до самой революции 1917 года. В период военного коммунизма уплата зерном за помол была установлена правительством, причём весь гарнцевый сбор должен был сдаваться мельницами органам Наркомпрода. С переходом к НЭПу формальное обязательство натуральной оплаты помола отпало, но фактически денежная оплата не привилась. В 1928 году СНК СССР вновь узаконил натуральную оплату помола для всех без исключения мельниц (постановления от 25 сентября и 2 октября). Владельцы и арендаторы мельниц были обязаны весь поступающий к ним гарнцевый сбор сдавать по конвенционным ценам определенным государственным и кооперативным органам. Размеры взимания гарнцевого сбора были установлены от 5 до 10 % (2—4 фунта за перемол 1 пуда зерна). При ежегодном перемоле крестьянами около 25 млн. т своего зерна гарнцевый сбор давал —2,5 млн т. Поступление гарнцевого сбора имело большое значение для пополнения плановых хлебных ресурсов. Часть гарнцевого сбора выделялось для снабжения деревенской бедноты. В январе 1929 года вводилась «натуральная оплата» за переработку маслосемян. Со второй половины 1929 года проведение гарнцевого сбора регулировалось постановлениями ЦИК и СНК СССР от17 июля 1929 года, СНК РСФСР от 6 августа 1929 года. Несдача гарнца наказывалась в административном и уголовном порядке. Частные предприятия, «злостно» закрытые их собственниками «в целях уклонения от сдачи гарнцевого сбора», подлежали конфискации. В 1928 - 1929 годах по СССР собрали 1 439 648 тонн зернового гарнцевого сбора; 1929 - 1930 — 447 тонн; 1930 - 1931 — 2 319 532 т. До 1933 года он был одним из основных источников зерна для внутриреспубликанского обеспечения городского населения. Так, в частности, снижение поступления гарнцевого сбора вызвало проблемы с обеспечением рабочих по карточкам и местами голод зимой 1932 и 1933 годов в части городов СССР. Гарнцевый сбор отменён с 1 июля 1940 года и вновь введён после начала Великой Отечественной войны. Примечания 3. Изменения в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР, опубликовано в “Известиях” от 8 апреля 1940 г. № 81 (СП СССР 1940 г. № 9, ст. 235) ЦК ВКП(б) и CHK Союза ССР отмечают, что существующий порядок заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов является устаревшим, препятствует дальнейшему росту и укреплению общественного хозяйства колхозов. Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 8 июля 1939 г. “О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах” и от 30 января 1940 г. “Об обязательной поставке шерсти государству” ликвидированы крупнейшие недостатки в системе обязательных поставок государству мяса и шерсти колхозами, заключавшиеся в том, что передовые колхозы ставились в невыгодное положение, уничтожалась их заинтересованность в росте общественного животноводства и, наоборот, оказывались в льготном положении отсталые колхозы, не имеющие животноводческих ферм или не дающие роста поголовья скота в фермах. Указанные недостатки продолжают пока иметь место в обязательных поставках молока колхозами государству. Порок этой системы заготовок заключается в том, что обязательные поставки мяса, шерсти и молока колхозами устанавливаются в зависимости от поголовья общественного скота в колхозах. Это приводит к тому, что колхозы, имеющие развитое общественное стадо и увеличивающие его из года в год, должны сдавать все большее и большее количество мяса, молока и шерсти по обязательным поставкам государству, в то время как колхозы, имеющие слабые животноводческие фермы, сдают мало продуктов по обязательным поставкам государству, а колхозы, вовсе не имеющие животноводческих ферм и не желающие их организовывать, находятся в льготном положении, так как не сдают по обязательным поставкам государству продуктов животноводства. Переход на погектарное исчисление поставок колхозами мяса, шерсти и молока обеспечивает не только ликвидацию указанных недостатков в системе заготовок, но и является мощным рычагом, двигающим вперед дело развития общественного животноводства. Перечисленные недостатки имеют место также в деле заготовок таких животноводческих продуктов, как кожа и яйцо. Обязательная сдача государству всего выхода кожевенного сырья подрывает интересы колхозов в развитии животноводства и лишает передовые колхозы, сдающие наибольшее количество кожевенного сырья государству, иметь в своем распоряжении необходимое количество кожи для своих нужд, ставя их в одинаковое положение с колхозами, не развивающими общественного стада и не сдающими кожевенного сырья государству. Неправильная система заготовок яиц является одной из главнейших причин отсутствия общественного птицеводства в подавляющем большинстве колхозов, несмотря на огромные возможности расширения птицеводческих ферм колхозов и несмотря на наличие широкой сети инкубаторных птицеводческих станций. Порядок, по которому колхозы, имеющие лучшее по качеству конское поголовье, сдают государству для нужд обороны всех лучших коней, а колхозы, не имеющие высококачественного конского поголовья, вовсе не сдают коней, лишает колхозы стимула к улучшению конского поголовья в ставит в невыгодное положение колхозы, имеющие достижения в улучшении конского поголовья, поощряя при этом колхозы, нерадиво относящиеся к развитию коневодства. Существующий порядок исчисления обязательных поставок государству зерна, риса, подсолнуха и картофеля колхозами страдает тем коренным недостатком, что размеры поставок исчисляются в зависимости от плана сева по этим культурам, что не дает устойчивой базы для исчисления обязательных поставок, имеющих силу налога, приводит к стремлению колхозов добиваться уменьшенных планов сева зерна, подсолнуха и картофеля, поощряет сокращение посевных площадей этих культур, не стимулирует освоения новых земель путем распашки целины, осушки болот и раскорчевки кустарников. Гарнцевый сбор, занимавший раньше серьезное место в хлебных ресурсах государства, теперь уже потерял свое прежнее значение, изжил себя и является тормозом развития колхозных мельниц, лишая колхозы заинтересованности в поддержании существующих мельниц, строительстве новых и создает излишние затруднения для колхозников. Контрактация, как средство государственных заготовок таких продуктов, как овощи, масличные семена, семена трав, а также сено, потеряла свое значение как, особый метод заготовок, не обеспечивает достаточного роста производства указанных сельскохозяйственных продуктов в колхозах. Большие недостатки имеются в организационной структуре заготовительных органов, проводящих государственные закупки и децентрализованные заготовки таких продуктов, как мясо, овощи и другие. Эти недостатки заключаются прежде всего в многочисленности заготовительных органов, наводняющих районы товарного производства, мешающих делу государственных поставок и закупок, не говоря уже о том, что это вызывает излишние государственные расходы. ЦК ВКП(б) и CHK Союза ССР постановляют: 1. Отменить существующий порядок исчисления обязательных поставок государству колхозами зерна, риса, подсолнуха и картофеля с плана посева этих культур и систему контрактации овощей, семян масличных культур, семян трав, а также сена. 2. Установить, что, начиная с урожая 1940 года, колхозы привлекаются к обязательным поставкам государству зерна, риса, картофеля, овощей (капуста, столовая свекла, морковь, лук, огурцы и помидоры), семян масличных культур (подсолнух, лен-кудряш, клещевина, соя, горчица, рапс, кунжут) и семян трав (люцерна, клевер, тимофеевка, житняк, эспарцет и вика) — с каждого гектара пашни, закрепленной за колхозами. В размер пашни, по которой исчисляются обязательные поставки перечисленных выше культур, включаются огороды, а также новые земли, подлежащие по государственному плану освоению путем распашки целины, осушки болот и раскорчевки кустарников на второй год освоения. Из пашни, по которой исчисляются поставки до перечисленным выше культурам, исключаются площади, занятые под посевом хлопка, сахарной свеклы, льна, конопли, цикория, табака, махорки, эфирно-масличных, новолубяных и лекарственных культур, кользы, сафлора, кориандра, аниса, мака, рыжика, арахиса, ляллеманции, периллы, каучуконосов, тутовых, фруктовых, ягодных, виноградных насаждений и субтропических культур, продукция с которых сдается государству в действующем ныне порядке. 3. Нормы обязательных поставок государству зерновых культур и риса установить исходя из необходимости доведения общих размеров зернопоставок по СССР до 925 миллионов пудов. Нормы поставок подсолнуха, масличных культур, картофеля и семян трав установить, исходя из плана поставок и контрактации этих культур, а в отношении овощей — из плана контрактации и плана децентрализованных закупок, утвержденных на 1939 год для области (края, республики) и района. Предоставить краям, областям и, республикам право уменьшения или увеличения нормы, вытекающей из плана сдачи овощей, для отдельных районов и колхозов, в пределах общей цифры сдачи по краю, области, республике в целом, а отдельные районы и колхозы вовсе освобождать от поставок овощей и привлекать к поставкам овощей районы и колхозы, которые не сдавали овощей по контрактации и децентрализованным закупкам в 1939 году. По Хабаровскому и Приморскому краям, Читинской и Ленинградской областям, Азербайджанской, Узбекской, Туркменской и Таджикской ССР установить несколько повышенные нормы поставок картофеля и овощей в связи с тем, что существующие нормы были занижены и не обеспечивали возросших потребностей в овощах и ликвидации межобластных перевозок картофеля по железным дорогам. Допускать замену одних овощных культур другими по эквиваленту, утверждаемому Совнаркомом СССР. 4. Ввести с 1940 года обязательные поставки сена государству, исчисляя поставки с площади пашни (в соответствии с пунктом 2), а также лугов с установлением при этом разных норм поставок с пашни и с лугов, с суходольных и заливных. Отдаленным от железнодорожных и водных путей колхозам разрешать замену сена зерном, мясом, молочной продукцией и шерстью по установленному эквиваленту. 5. Отменить действующий порядок исчисления обязательных поставок молока государству колхозами по поголовью коров и существующий порядок заготовок брынзы и, начиная с 1941 года, ввести обязательные поставки государству колхозами брынзы и установить исчисление обязательных поставок молока и брынзы государству колхозами с каждого гектара земельной площади (пашни, в том числе сады и огороды; луга и пастбища), закрепленной за колхозами. Начиная с 1941 года разрешить колхозам, имеющим поголовье коров больше установленного для них минимума, после выполнения своих обязательств перед государством по сдаче молока, сдавать молоко за колхозников в выполнение обязательств колхозников по сдаче молока государству, освобождая тем самым колхозников от выполнения обязательств по поставке молока частично или полностью. 6. Отменить существующий порядок заготовок кожевенного сырья и яиц и установить обязательные поставки государству колхозами, колхозными дворами и единоличными хозяйствами кожевенного сырья, начиная с 1940 года, а поставки яиц — с 1941 года по нормам, исчисляемым для колхозов с каждого гектара земельной площади (пашни, в том числе сады и огороды; луга и пастбища). Разрешить колхозам, после выполнения своих обязательств перед государством по сдаче яиц, сдавать яйца за колхозников в выполнение обязательств колхозников по сдаче яиц государству, освобождая тем самым колхозников от выполнения обязательств по поставке яиц частично или полностью. 7. Установить для всех без исключения колхозов обязательный минимум по разведению и выращиванию высокого качества лошадей, годных для армии, в соответствии с земельной площадью (пашни, в том числе сады и огороды; луга и пастбища), закрепленной за колхозами. Ввести с 1941 года обязательные поставки лошадей для нужд обороны по нормам в соответствии с установленным минимумом поголовья лошадей. 8. Отменить существующий порядок планирования закупок мяса и установить, что план государственных закупок мяса в целом для республики, области, края, района и колхоза исчисляется, исходя из количества земельной площади колхозов, по годовым нормам, утверждаемым СНК СССР и ЦК ВКП(б) пропорционально размерам обязательных поставок мяса государству. Все, что будет закуплено сверх государственного плана закупок, оставлять в распоряжении республик, краев и областей для местного снабжения, сняв с заготовок всех внеобластных децентрализованных заготовителей. 9. Государственную закупку кожевенного сырья производить со встречной продажей кожевенных товаров, разрешив колхозам, выполнившим обязательные поставки кожевенного сырья и мяса и обеспечившим государственный план развития животноводства, сдавать кожевенное сырье на переработку государственным и кооперативным предприятиям для использования по своему усмотрению. 10. Государственные закупки овощей и картофеля производить через основных заготовителей, проводящих заготовку по обязательным поставкам, сняв с рынка заготовок овощей, картофеля и фруктов внеобластных децентрализованных заготовителей, оставив местных заготовителей. Передать аппарат и техническую базу внеобластных децентрализованных заготовителей Наркомторгу для усиления централизованных заготовок овощей. 11. Объединить заготовительный аппарат Союззаготкожи Наркомлегпрома, Союззаготшерсти Наркомтекстиля и Главпушнины Наркомвнешторга (за исключением звероводческих и каракулеводческих совхозов) в одну государственную заготовительную организацию по заготовке кожевенного сырья, шерсти, пушнины и мехов в составе Наркомзага. ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР считают необходимым провести дальнейшее сокращение заготовителей, в особенности децентрализованных заготовителей по всем видам сельскохозяйственных продуктов. 12. Отменить с 1 июля 1940 года взимание гарнцевого сбора натурой за переработку зерновых, бобовых, крупяных, риса к масличных культур, на всех государственных, кооперативных и колхозных мельницах, крупорушках и маслобойках и установить за переработку указанных культур денежную плату. | |
| |
Просмотров: 9 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |