Колесная лира
15.03.2025, 16:57

 Колёсная лира — народный струнный музыкальный инструмент. Внутри корпуса, имеющего лодко- или восьмёркообразную форму, укреплено колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Через отверстие в деке оно выступает наружу, касаясь струн и заставляя их звучать при вращении.

Число струн различно. Средняя, мелодическая, проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. Остальные — аккомпанирующие, бурдонные.

Под названием «Органиструм» колёсная лира была распространена в средние века. Бытовала под различными наименованиями у многих народов Западной Европы и СССР. В России известна с XVII в. Играли на ней бродячие музыканты и калики перехожие. В XX в. встречается редко.

Колёсная лира — струнный фрикционный музыкальный инструмент. По методу воздействия на струну аналогична смычковым инструментам, только роль смычка в ней выполняет вращающееся колесо. Распространена во Франции, в Венгрии, Германии, Польше, Словакии, Чехии, на Украине, Белоруссии, России, Литве, Швеции и других странах Восточной и Северной Европы.

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека — музыкант и его помощник, который вращал ручку.

После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья.

К XV веку она утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент.

Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента.

В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

В России появилась в XVII веке. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи, а изредка песни другого характера и плясовые мелодии.

Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенства. У русских колёсная лира закрепилась в основном в Подонье и Черноземье — Ростовской, Орловской, Брянской, Курской областях и на Ставрополье.

Существуют сведения о бытовании колёсной лиры в Подмосковье, лирников можно было увидеть на московских улицах и рынках ещё в 1920-х годах, Смоленщине, Калужской, Воронежской, Тульской и ряде других областей.

Русская колёсная лира отличается небольшим количеством струн — от двух до четырёх — и таким же небольшим звукорядом. Струны жильные, в наше время — нейлоновые и металлические.

Как правило, корпус скрипкообразный. Количество клавиш от шести до девяти; например, у орловской лиры, хранящейся в московском Дашковском этнографическом музее, всего девять клавиш, а употребляются только шесть.

Играют на русской колёсной лире сидя, положив её на колени; иногда для удобства у лиры присутствует ремешок.

Изготовлением лир, как в прошлом, так и сейчас, занимаются специализированные плотники и мануфактуры, например, до революции производство колёсных лир было налажено в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии.

Традицию исполнительства на лире в Курской губернии изучал Михаил Сперанский, на Брянщине — Лев Кулаковский, на Орловщине — А. Л. Маслов.

Среди донских казаков колёсная лира, местное название — рыле(й), бытовала до первой трети XX века. Помимо духовных и исторических песен, на ней исполняли протяжные песни, плясовые мелодии и былины, поэтому музыкантов могли приглашать на праздники.

Однако ареал их распространения был довольно узким — во время экспедиции по Подонью 1902—1903 гг. этнограф и музыковед Александр Листопадов обнаружил бытование лиры лишь в станицах Усть-Белокалитвенской (любимой песней белокалитвинских исполнителей на лире была «По Донцу, Донцу») и Екатерининской, где проживало пять исполнителей-рылешников.

Донская лира — четырёхструнная, с двумя мелодическими, одной бурдонной, иногда канительной, а не жильной, и одной располагающейся в корпусе струной для возвращения клавиш в исходное положения после нажима; она могла изготовляться даже из верёвки.

Именно из-за непрерывного гудящего звучания бурдонной струны лира у донцов также называлась гудком - данный термин применялся и к бурдонной струне, а исполнитель — гудошником.

Корпус у донской лиры овальный с длинной и широкой шейкой, на левой стороне которой располагаются клавиши для игры. Шейка оканчивается коником - декоративной головкой, с четырьмя колками-закрутками для струн.

Количество клавиш в зависимости от размеров инструмента варьируется от 11 до 14. В отличие от лирников из других областей России, донские рылешники/гудошники были зажиточными людьми.

Исполнитель держит лиру на коленях.

Большинство струн 3—11 звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой.

Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные издают монотонное гудение, так называемый бурдон.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с гнусавым оттенком, особенно ценимым украинскими кобзарями. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными или шерстяными волокнами. Качество звучания инструмента зависело и от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным.

Категория: Русские народные музыкальные инструменты | Добавил: coldaevatatyana2016 | Теги: Колесная лира, Русские народные музыкальные инстру, К пословицам, Русь мудра
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
avatar