15.03.2025, 16:57 | |
Число струн различно. Средняя, мелодическая, проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. Остальные — аккомпанирующие, бурдонные. Под названием «Органиструм» колёсная лира была распространена в средние века. Бытовала под различными наименованиями у многих народов Западной Европы и СССР. В России известна с XVII в. Играли на ней бродячие музыканты и калики перехожие. В XX в. встречается редко. Колёсная лира — струнный фрикционный музыкальный инструмент. По методу воздействия на струну аналогична смычковым инструментам, только роль смычка в ней выполняет вращающееся колесо. Распространена во Франции, в Венгрии, Германии, Польше, Словакии, Чехии, на Украине, Белоруссии, России, Литве, Швеции и других странах Восточной и Северной Европы. В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, который обслуживали два человека — музыкант и его помощник, который вращал ручку. После того как в XIII веке появились облегчённые (портативные) инструменты, колёсная лира быстро распространилась по Европе, будучи одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья. К XV веку она утратила популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных и умственно отсталых, которые исполняли песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Во времена барокко наступил новый расцвет инструмента. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии. В России появилась в XVII веке. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи, а изредка песни другого характера и плясовые мелодии. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенства. У русских колёсная лира закрепилась в основном в Подонье и Черноземье — Ростовской, Орловской, Брянской, Курской областях и на Ставрополье. Существуют сведения о бытовании колёсной лиры в Подмосковье, лирников можно было увидеть на московских улицах и рынках ещё в 1920-х годах, Смоленщине, Калужской, Воронежской, Тульской и ряде других областей. Русская колёсная лира отличается небольшим количеством струн — от двух до четырёх — и таким же небольшим звукорядом. Струны жильные, в наше время — нейлоновые и металлические. Как правило, корпус скрипкообразный. Количество клавиш от шести до девяти; например, у орловской лиры, хранящейся в московском Дашковском этнографическом музее, всего девять клавиш, а употребляются только шесть. Играют на русской колёсной лире сидя, положив её на колени; иногда для удобства у лиры присутствует ремешок. Изготовлением лир, как в прошлом, так и сейчас, занимаются специализированные плотники и мануфактуры, например, до революции производство колёсных лир было налажено в деревне Малышовке Дмитриевского уезда Курской губернии. Традицию исполнительства на лире в Курской губернии изучал Михаил Сперанский, на Брянщине — Лев Кулаковский, на Орловщине — А. Л. Маслов. Среди донских казаков колёсная лира, местное название — рыле(й), бытовала до первой трети XX века. Помимо духовных и исторических песен, на ней исполняли протяжные песни, плясовые мелодии и былины, поэтому музыкантов могли приглашать на праздники. Однако ареал их распространения был довольно узким — во время экспедиции по Подонью 1902—1903 гг. этнограф и музыковед Александр Листопадов обнаружил бытование лиры лишь в станицах Усть-Белокалитвенской (любимой песней белокалитвинских исполнителей на лире была «По Донцу, Донцу») и Екатерининской, где проживало пять исполнителей-рылешников. Донская лира — четырёхструнная, с двумя мелодическими, одной бурдонной, иногда канительной, а не жильной, и одной располагающейся в корпусе струной для возвращения клавиш в исходное положения после нажима; она могла изготовляться даже из верёвки. Именно из-за непрерывного гудящего звучания бурдонной струны лира у донцов также называлась гудком - данный термин применялся и к бурдонной струне, а исполнитель — гудошником. Корпус у донской лиры овальный с длинной и широкой шейкой, на левой стороне которой располагаются клавиши для игры. Шейка оканчивается коником - декоративной головкой, с четырьмя колками-закрутками для струн. Количество клавиш в зависимости от размеров инструмента варьируется от 11 до 14. В отличие от лирников из других областей России, донские рылешники/гудошники были зажиточными людьми. Исполнитель держит лиру на коленях. Большинство струн 3—11 звучат одновременно, вибрируя в результате трения о колесо, вращаемое правой рукой. Одна-четыре отдельных струны, звучащая часть которых укорачивается или удлиняется с помощью стержней левой рукой, воспроизводят мелодию, а остальные издают монотонное гудение, так называемый бурдон. Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с гнусавым оттенком, особенно ценимым украинскими кобзарями. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали льняными или шерстяными волокнами. Качество звучания инструмента зависело и от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладким и хорошо наканифоленным. | |
| |
Просмотров: 46 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |